Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX в. 2 - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX в. 2

    Вопросы периодизации архитектуры и искусства Индии и Юго-Восточной Азии разработаны пока что недостаточно. Трудности заключаются в том, что в этих странах не было той четкой смены социально-экономических формаций, которые мы привыкли видеть в Европе и странах Средиземноморского бассейна. Здесь трудно, а порой и невозможно провести границу между первобытно-общинным и рабовладельческим строем, между рабством и феодализмом. Вопросы развития экономических и общественных отношений в странах Южной и Восточной Азии требуют еще тщательного изучения. Поэтому такие термины, как «архитектура феодализма», могут быть применены лишь условно.
    Ранняя история Южной и Юго-Восточной Азии таит еще немало загадок. Мало изучены пути миграции народов и племен, нет достоверных данных, чтобы уверенно судить об уровне и характере культуры тех или иных древних государственных образований.
    Немногочисленные известные памятники древнего искусства не дают целостной картины развития государственности на Индостане до середины I тысячелетия до н.э.
    На этом рубеже произошло событие, оказавшее мощное влияние на развитие архитектуры и искусства не только Индии и Юго-Восточной Азии, но и стран Дальнего Востока, включая Китай и Японию. Это событие — формирование религиозно-философской доктрины буддизма. Как и всякая религия, буддизм был в руках правящих классов средством подчинения и угнетения народа. Вместе с тем буддизм обладал некоторыми чертами, обеспечившими ему быстрое и широкое распространение на огромных территориях Азии.
    Если отбросить все тонкости и сложную догматику буддийской религиозной системы, которая часто остается непонятной даже для рядового буддийского духовенства, то окажется, что основные положения этой религии могут быть доступны даже для неграмотных, темных и угнетенных людей. Буддизм учил, что существование человека на земле есть страдание, но каждый из людей может преодолеть это страдание, достигнуть высшего духовного совершенства и стать Буддой, т.е. «просветленным». Для этого нужно лишь соблюдать нехитрые законы смирения, безоговорочного уважения и подчинения духовенству и государственной власти.
    Согласно буддийскому учению, душа человека после смерти переселялась в другое живое существо. Следствием «неправедной» жизни было переселение души в низшее существо, в животное и даже насекомое.
    «Праведная», т.е. полная смирения и послушания, жизнь означала, что душа поднялась на некую ступень совершенства и может переселиться после смерти в другого человека, стоящего несколько выше на социальной лестнице. Так, шаг за шагом можно было якобы приблизиться к состоянию Будды.
    Буддийские «джатаки» были притчами о легендарных персонажах «бодисатвах», близких к достижению состояния Будды. К сюжетам джатак обращались художники и скульпторы «буддийских» стран Востока. Шире других известны последние 28 будд, и среди них наиболее почитаем последний, по имени Гаутама, легендарный создатель учения буддизма. Изображения будды Гаутамы распространены наиболее широко. Легенды гласят, что и основные типы культовых сооружений буддизма — ступы и храмы с тесным внутренним пространством связаны с эпизодами из жизни Гаутамы.
    Другая характерная черта буддизма — его широкая терпимость к другим религиозным проявлениям и даже способность ассимилировать их. В результате создавались не только разновидности буддизма, но возникали и совершенно новые по существу религии.
    Быстро распространяясь из Индии по странам Юго-Восточной Азии, буддизм приносил с собой и каноны строительства важнейших типов культовых зданий — ступ и храмов. Оставаясь незыблемыми в своих основных чертах (ступа — монолитное центрическое сооружение над реликварной камерой, содержащей священные предметы; храм — сооружение, хранящее изображение Будды, открытое для обозрения), эти здания приобретали в каждой стране свой характерный облик в зависимости от местных строительных и художественных традиций. Буддийская мифология в сочетании с местным религиозным фольклором становилась основой для сюжетов изобразительного искусства и скульптуры.
    Наименее долговечным классический буддизм, называемый «хинаяна» или «теравади», оказался на своей родине — в Индии. Включив в себя ряд местных древних культов, буддизм развился в так называемую форму «махаяна». Но и эта разновидность буддизма тоже не получила в Индии широкого распространения.
    Наиболее жизнеспособной в Индии оказалась возникшая к началу нашей эры религия индуизма, в основу которой легли догматы древней религии брахманизма и отчасти буддизма. Важнейшими культами индуизма стали культы богов Брахмы, Шивы и Вишну. До XI в. культовое зодчество Индии развивалось под эгидой различных форм индуизма.
    История Юго-Восточной Азии до н.э. практически неизвестна. Первые государства, оставившие реальные и многочисленные памятники архитектуры и искусства, образовались здесь лишь в первых веках н.э. (исключение составляет Цейлон, где ранние памятники Анурадхапуры датируются IV в. до н.э.). Государства Монов и Пью в Бирме, Фунань в Камбодже, Шривиджайя в Индонезии, Тямпа во Вьетнаме к IV—VI вв. имели достаточно высоко развитую культуру строительства различных зданий, о чем свидетельствуют не только культовые постройки, но и руины многочисленных городов и дворцов, к сожалению, еще мало исследованные.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому