Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX в. 4 - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Восточной и Юго-восточной Азии до середины XIX в. 4

    Господствующими типами культовых сооружений в Индии начиная со времени возникновения буддизма и государства Маурья, т.е. с IV—III вв. до н.э., были ступы и пещерные храмы. Ступа, ведущая, по-видимому, свое происхождение от могильного кургана или холма, насыпанного над священными реликвиями, была, пожалуй, самым жизнеспособным типом буддийского культового сооружения.
    Ранние индийские ступы имели вид полусферы, стоящей на относительно низком ступенчатом основании. Венчающим элементом служил зонт, состоявший из одного или нескольких дисков, нанизанных на вертикальный стержень. Эти три элемента — основание, полусфера («колокол») и венчающий зонт — стали каноническими для буддийских ступ, однако в пределах этого канона каждая страна создала свой тип ступы с ярковыраженными национальными чертами — ступа в Санчи (Индия), Шведагон в Рангуне (Бирма), Боробудур (Индонезия), ват Пра Срисанпет в Аютии (Таиланд).
    Несколько позднее, в первых веках н.э., в Северной Индии сформировался тип башнеобразного буддийского храма с небольшим внутренним пространством (храм Махабодхи в Будх-Гайе). Такой храм, по-видимому, вел свое происхождение от сооружений типа ступы с реликварной камерой внутри. Сильно развитая венчающая часть такого храма в виде вытянутой вверх квадратной в плане пирамиды, носящей название шикхары, оказалась, как и ступа, чрезвычайно жизнеспособной формой. В разной пластической, почти скульптурной трактовке она широко использовалась при строительстве индуистских храмов севера и юга Индии периода Гуптов и более позднего времени (храмы Кхаджурахо, Бхуванешвара, Майсура и др.).
    В странах Юго-Восточной Азии башнеобразные венчания буддийских храмов, генетически связанные с формой шикхары, представлены бесчисленным количеством вариантов. В некоторых случаях они безраздельно доминируют в композиции как пранги Камбоджи и Таиланда. Иногда они превращаются в миниатюрное по отношению ко всему зданию венчание, как кунтауны в храмах Пагана в Бирме. Своеобразную трактовку получили они в храмах Прамбанана и Бали в Индонезии.
    И все они лишь в самых общих чертах напоминают далекие индийские прототипы. И материалы, и техника возведения, и пластическая трактовка шикхараобразных завершений остаются неповторимыми и своеобразными в каждой из стран.
    С течением времени все больше расходились пути развития архитектуры Индии и стран Юго-Восточной Азии.
    В каждой из стран можно проследить своеобразные черты храмового строительства, связанные с различной строительной техникой и применявшимися материалами, со спецификой художественного метода зодчих. Характерным материалом индуистских храмов Индии был камень. В большинстве случаев здесь можно проследить генетическую связь каменных конструкций и их художественной трактовки с утраченными образцами деревянного зодчества.
    В Бирме широкое развитие получило строительство из кирпича с применением клинчатых сводов, редких для стран Южной и Юго-Восточной Азии. Параллельно с кирпичным в Бирме развивалось и деревянное храмовое строительство. Однако кирпичное и деревянное зодчество оказывало лишь ограниченное влияние друг на друга в трактовке некоторых традиционных элементов архитектурной орнаментики. По мере развития бирманской архитектуры деревянные здания заняли ведущее место в храмовом и дворцовом монументальном строительстве.
    В Камбодже и Таиланде получили распространение смешанные каменно-деревянные здания храмов и дворцов. Несущие элементы — стены и столбы — возводились из кирпича или камня, а перекрытия и крыши из дерева. Здесь больше, чем в других странах, проявилось стремление к строительству ярких полихромных зданий с развитым внутренним пространством.
    В истории культуры и искусства стран Южной и Восточной Азии есть еще немало «белых пятен». Археологические исследования, изучение сохранившихся после хозяйничанья колонизаторов документов и материалов в одних странах только начинаются, в других до сих пор еще невозможны в связи со сложной политической обстановкой. Нет сомнения, что будущее, быть может, даже ближайшее, принесет немало важных открытий, которые обогатят наши представления о сокровищах искусства и архитектуры стран Азии. Несомненно, что и вопрос о взаимоотношениях культур различных народов Азии получит в связи с этим свое дальнейшее развитие и будет исследован достаточно полно и всесторонне.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому