Архитектура Централизованной феодальной Бирмы XVIII—XIX вв. Мандалай Королевский дворец, Храмовый комплекс Кутодо. Амарапура Слоновый дворец
Архитектура Бирмы
Особое место в композиции дворца занимала круглая башня в юго-восточном углу платформы, нарушавшая строгую симметрию. Это интересное сооружение с наружной винтовой лестницей, увенчанное небольшой пьяттой, предназначалось для прогулок короля. Отсюда он наблюдал за жизнью города и дворца.
Слоновый дворец в Амарапуре может служить примером дворца специального назначения. Здесь король наблюдал за процессом приручения и дрессировки слонов. Дворец состоит из группы зданий для короля и его свиты и из обширного двора, обнесенного мощной кирпичной стеной, где происходили сами слоновые потехи. Композиция дворца напоминает головную часть дворцовой анфилады Мандалая, уменьшенную в несколько раз. Место короля, его «ложа», отмечена пьяттой с двумя зэятами, отдаленно похожими на залы для приемов в Мандалае. Далее, на основной оси размещено главное помещение дворца, окруженное группой подсобных зданий. Весь комплекс окружен изгородью из тиковых бревен.
Лучшие резчики страны работали над украшением королевских дворцов. Как и в монастырях, здания дворцов были покрыты филигранной резьбой. Отдельные сооружения были позолочены не только внутри, но и снаружи. Для того чтобы лучше подчеркнуть утонченность и изысканность резных деревянных построек, бирманские мастера почти всегда вводили в композицию элементы контраста в виде нарочито грубых кирпичных оснований или лестниц. Эти побеленные каменные детали контрастировали с темным деревом построек не только формой, но и фактурой, и цветом.
Мандалай. Королевский дворец. Круглая башня-бельведер (фото из коллекции Археологического управления Бирмы)
Амарапура. Слоновый дворец (фото конца XIX в.)
Амарапура. План Слонового дворца из рукописной книги XIX в. «Планы королевских дворцов»
Деревянное зодчество Бирмы как нельзя лучше отражает социальную дифференциацию строительства. Выше уже говорилось, что типы жилых зданий определялись в период централизованного абсолютизма законодательно по сословным признакам. Королевские же дворцы, принадлежавшие верховному феодалу с неограниченной властью, и ряд культовых сооружений строили с возможно большим размахом и пышностью.
Репрезентативный характер бирманской архитектуры XIX в. можно проследить на примере ряда сооружений Мандалая.
Комплекс Кутодо занимает квадратный участок у подножия Мандалайского холма. Его структура аналогична классической схеме бирманского храмового комплекса — ступа в центре, обход вокруг нее, четыре входа, ориентированные по странам света. Необычны лишь постройки, расположенные на периферии комплекса, вокруг обхода центральной ступы. Это 729 небольших совершенно одинаковых храмиков, увенчанных ступами. Под сводом каждого храмика находится белая мраморная стела с высеченным на ней текстом из буддийского канона Трипитаки. Король Миндон, основатель Мандалая, желая увековечить свое имя в истории буддизма, построил в 1872 г. этот комплекс с текстами, специально проверенными пятым буддийским синодом, собиравшимся в Мандалае после многовекового перерыва.
Мандалай. Храмовый комплекс Кутодо
Мандалай. Храмовый комплекс Кутодо. Павильоны над стелами с текстами Трипитаки
Вскоре после строительства Кутодо у подножия холма был построен еще один аналогичный комплекс — Сандамуни, в котором центральная ступа, как и в Кутодо, была окружена несколькими сотнями одинаковых храмиков, увенчанных ступами. В этих храмиках хранились плиты с текстами комментариев к Трипитаке.
В обоих комплексах впервые был использован прием многократного повторения одинаковых второстепенных зданий вокруг центральной ступы.
Подчеркнутая репрезентативность характерна и еще для одного крупного сооружения Мандалая — монастыря АтумашИ, построенного тем же Миндоном. Структура здания, имевшего форму ступенчатой пирамиды с основанием 45x60 м и высоту около 30 м, характерна для бирманских деревянных зданий больших размеров. Конструктивный каркас здания образовывали мощные тиковые бревна, связанные системой горизонтальных балок. Снаружи здание было облицовано керамическими блоками, прикрепленными к деревянному каркасу специальными гвоздями, и оштукатурено. Внутри стены, колонны и потолки покрывала сплошная позолота.
Здание просуществовало недолго, оно сгорело в 1892 г. Сейчас от него осталась лишь обходная галерея с лестницами, сделанная из кирпича. В архитектуре галереи Атумаши можно видеть причудливое смешение национального бирманского и европейского декора. Европейские мотивы в архитектурном декоре гражданских и культовых зданий стали для бирманского зодчества второй половины XIX в. достаточно широко распространенным явлением. Это было своеобразной реакцией на консервативность культовой архитектуры периода феодализма, выразившейся в стремлении расширить рамки художественной выразительности традиционной системы декора.
Зодчество Авы, Амарапуры и Мандалая стало лебединой песней бирманского абсолютизма, прерванной английским завоеванием. С конца XIX в. все проявления национальной культуры начали преследоваться и подавляться колониалистами.