Архитектура Бирмы. Мандалай
Архитектура Бирмы
Город Мандалай был заложен предпоследним бирманским королем Миндоном в 1857 г. и стал столицей Бирмы в 1860 г. Для города была выбрана обширная ровная площадка размером 6x12 км к северу от Амарапуры, цитадель которой входила в систему оборонительных сооружений в южной части нового города. На северной границе новой столицы возвышался одинокий холм на равнинном берегу Иравади. По преданию, Будда, стоя на этом холме 2500 лет назад, показал место, где в будущем должна была быть построена самая величественная буддийская столица.
Мандалай. Вид на центральную часть города с холма
Мандалай. Башня и часть крепостной стены
В композиции квадратной цитадели Мандалая не было ничего принципиально нового по сравнению с цитаделью Амарапуры. Был лишь увеличен размер цитадели в плане до 2x2 км, деревянные павильоны с многоярусными крышами-пьятта над воротами и башнями стен получили более богатое декоративное убранство, и на территории цитадели были разбиты королевские сады. Основные сооружения дворца перенесли из Амарапуры.
Квадрат цитадели с холмом и архитектурными комплексами, раскинувшимися на самом холме и у его подножия, стал основой городского ансамбля Мандалая. Схема квадратного города у подножия холма, увенчанного архитектурной доминантой, известна в истории градостроительства (Пекин). В Мандалае композиция города имела своеобразные черты. Здесь композиционная ось городского центра и дворца шла не с севера на юг, а с востока на запад, согласно бирманским канонам строительства городов.
Эта ось не была единственной. Вторая ось композиции проходила вдоль главной восточной стены и завершалась на севере холмом, а на юге — парковым ансамблем королевских садов. О сознательном применении такой сложной живописной композиции говорит тот факт, что рельеф местности позволял разместить квадрат города произвольно по отношению к холму.
Между северной стеной города и подошвой холма располагалась группа сооружений различного назначения. Композиционным центром этой группы был своеобразный форум, представлявший собой систему площадей, образованную двумя перпендикулярными рядами зэятов — специфических сооружений, представляющих собой крышу, приподнятую на столбах.
Мандалайские зэяты были монументальными архитектурными сооружениями с толстыми тиковыми столбами и высокими двухъярусными кровлями, скупо украшенными резьбой. Многочисленный ряд зэятов вдоль северной стены образовывал величественную галерею, предназначавшуюся для специальных богословских экзаменов и монашеских диспутов. Храмовый комплекс Чаутауджи с пирамидальным храмом в центре и несколько других храмовых построек завершали композицию этой группы площадей.
С северо-востока к цитадели примыкали храмовые комплексы Кутодо и Сандамуни, также лежавшие у подножия холма. Ритмические ряды сотен небольших белых ступ этих комплексов контрастировали с деревом и позолотой зэятов и с многочисленными деревянными, декорированными резьбой монастырями, расположенными к востоку от цитадели.
Территория жилых районов города с многочисленными храмовыми комплексами, монастырями и зданиями городского рынка располагалась в основном к югу и западу от центра.
Расселение в городе производилось по профессиональному признаку. До сих пор в Мандалае существуют кварталы резчиков по дереву, каменотесов, жестянщиков, скульпторов и других ремесленников. Жилые дома были в подавляющем большинстве деревянными одно-, реже двухэтажными. Жилые районы были окружены валом и стеной. Остатки валов сохранились до наших дней.
Планы городов Бирмы
Паган. 1 — ступа Сапада; 2 — храм Чауку-Умин; 3 — храмовый комплекс Швезигон; 4 — Упалитейн; 5 — храм Тиломинло; 6 — храм Ананды; 7 — городские ворота Сараба; 8 — Питакатай; 9 — храм Табьинью; 10 — храм Годопалин; 11 — ступа Мингалазеди; 12 — храм Локатэпа; 13 — храм Шинбинтальян; 14 — ступа Швезандо; 15 — храм Дхаммаянджи; 16 — храм Суламуни; 17 — храм Манухи; 18 — храм Нагайон; 19 — ступа Локананда.
Мандалай, XIX в.; 1 — комплекс зэятов; 2 — храмовый комплекс Сандамуни; 3 — храмовый комплекс Кутодо; 4 — монастырь Атумаши; 5 — монастырь Швенандо
Паган. 1 — ступа Сапада; 2 — храм Чауку-Умин; 3 — храмовый комплекс Швезигон; 4 — Упалитейн; 5 — храм Тиломинло; 6 — храм Ананды; 7 — городские ворота Сараба; 8 — Питакатай; 9 — храм Табьинью; 10 — храм Годопалин; 11 — ступа Мингалазеди; 12 — храм Локатэпа; 13 — храм Шинбинтальян; 14 — ступа Швезандо; 15 — храм Дхаммаянджи; 16 — храм Суламуни; 17 — храм Манухи; 18 — храм Нагайон; 19 — ступа Локананда.
Мандалай, XIX в.; 1 — комплекс зэятов; 2 — храмовый комплекс Сандамуни; 3 — храмовый комплекс Кутодо; 4 — монастырь Атумаши; 5 — монастырь Швенандо
Рассмотренные города относятся к разряду столичных. Их неотъемлемой частью были развитые комплексы королевских дворцов. В наиболее ранних городах Пью дворцы включались в общую систему застройки, а город в целом имел только одну систему укреплений. В монских городах, в частности в Татоне, в системе городских укреплений появляется обособленная цитадель, в дальнейшем превратившаяся в центральный район, города со своей системой укреплений. В центре такой цитадели находился королевский дворец. В Мандалае, наиболее развитом столичном городе, цитадель была полностью обособлена от внешних стен города.
Наряду со столичными городами в Бирме получили развитие города-крепости. В бирманской «Летописи Стеклянного дворца» упоминается о строительстве многочисленных укрепленных городков на окраинах государства, предназначенных для защиты от набегов соседних феодалов. Сохранились планы и рисунки одного из городов-крепостей XVIII в. — Рангуна. Небольшая, около 0,5 км2, территория городка была обнесена частоколом из толстых тиковых бревен с мощными кирпичными воротами и окружена рвами. Аналогичную структуру имели и более ранние города-крепости — Пинле, Мекайя, Пинья и другие, расположенные в Центральной Бирме.