Архитектура Индии XIII-XVIII вв. Архитектура Северной Индии и Декана. Ахмадабад Колодец «баоли» Баи-Харира, Соборная мечеть, Мечеть Мухафиз Хана, Мечеть Руфавали - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Индии XIII-XVIII вв. Архитектура Северной Индии и Декана. Ахмадабад Колодец «баоли» Баи-Харира, Соборная мечеть, Мечеть Мухафиз Хана, Мечеть Руфавали

Архитектура Индии > Архитектура Индии XIII-XVIII вв.
    Пространственно сложная, пластичная с ювелирно чеканными деталями архитектура Гуджарата представляет резкий контраст с грубоватой и массивной архитектурой соседней Мальвы. Расцвет архитектуры Гуджаратского княжества совпал с периодом его независимости XV—XVI вв. Внешняя торговля, которая велась мусульманскими правителями через гуджаратские порты западного побережья с Турцией и другими странами Запада, способствовала подъему ремесленного производства и росту городов.
    Столица Гуджарата Ахмадабад стала главным центром производства тканей изумительных рисунков, ковров и шелка. Вот что о нем пишет современник Хафт Иклим: «Он (Ахмадабад) расположен в провинции Гуджарат и по части мощи, благоденствия, населенности и городской жизни превосходит все другие города Индостана. Даже если скажут, что среди всех городов мира нет равного ему по величине и красоте, то и тогда не будет преувеличением».
    Ахмадабад, расположенный на берегу реки Сабармати, окружен крепостными стенами с бастионами и 12 укрепленными воротами. В центре города находится цитадель с дворцами султана и его приближенных. Стены толщиной 70 см выложены из обожженного кирпича на цементном растворе. Главные ворота сооружены из камня. В центре города возвышаются стройные трехпролетные триумфальные ворота Тин Дарваза (1425), придающие торжественность входу на царскую площадь.
    В Ахмадабаде сохранились лучшие образцы гуджаратской архитектуры. К редким сохранившимся памятникам относятся деревянные двух- и трехэтажные дома XVI в. с богатыми уличными фасадами и внутренними двориками, опоясанными по-этажно галереями. Многоярусные кронштейны, поддерживающие нависающие над первыми этажами балконы и эркеры, отделаны богатой резьбой. В глубоком рельефе изображены фантастические фигуры людей, животных и растительный орнамент.
    В Ахмадабаде уцелел один из немногих в Гуджарате подземных колодцев «баоли», известный под названием Баи-Харира, построенный в 1435 г. в виде открытого тоннеля (длина 37,5, ширина 5,4 и глубина 9 м) с каменным лестничным спуском к воде. Колодец состоит из двух водоемов: один служит источником питьевой воды, а из другого особым приспособлением черпают воду для орошения полей.
    Над лестничными площадками возвышаются купольные перекрытия, поддерживаемые многоярусной колоннадой. Проникающие в промежутки между перекрытиями лучи солнца вносят живую игру светотени в рельефные изображения и орнаментальную резьбу, покрывающие поверхность стен и колонн этого своеобразного общественного сооружения. Здесь спасаются от жары странники, работающие на полях крестьяне, а для женщин это ежедневное место встреч служит своеобразным клубом.
Ахмадабад. Общественный колодец «баоли» Баи-Харира, 1493 г.
Ахмадабад. Общественный колодец «баоли» Баи-Харира, 1493 г.
Ахмадабад. Соборная мечеть, 1423 г.
Ахмадабад. Соборная мечеть, 1423 г.
    В XV—XVI вв. в городе было построено несколько крупных мечетей и мавзолеев. Причем характерно, что эти два вида культового сооружения составляли единый ансамбль, называемый «рауза».
    Мечети строили с просторным внутренним двором, обнесенным с трех сторон низкой галереей, четвертая сторона замыкается залом для молящихся. Через высокий арочный проем главного фасада просматриваются стоящие внутри зала тесными рядами необычно вытянутые, тонкие двухтрехъярусные многогранные колонны (высотой до 12—15 м). Между колоннами для жесткости перекинуты ажурные арки. Внутри зала, сильно затесненного колоннами, царит полумрак (в мечети Джати насчитывается 300 колонн).
    Композиция интерьеров многоколонных молитвенных залов в гуджаратских мечетях явно заимствована из местной храмовой архитектуры. Интересны попытки гуджаратских зодчих вкомпоновать в здание мечети ажурные башенки минаретов по бокам главного входа или по углам здания. Постепенно минареты утратили свое значение и стали просто декоративной башенкой, украшающей здание. Этот прием позднее был с успехом использован в архитектуре Биджапура.
    Светский характер гуджаратским мечетям придают обрамленные ниши и балконы, нависающие на резных кронштейнах. На задних фасадах зданий вводится ритмичный строй богато орнаментированных своеобразных контрфорсов в виде башенок, профилированные карнизы и пояски. Изящество форм, легкость пропорций, изысканность тончайшего декора, свойственные архитектурным сооружениям Гуджарата, особенно ярко проявились в двух комплексах мечети и мавзолея — Мухафиз Хана и Руфавали, напоминающих произведения из слоновой кости.
Ахмадабад. Каменная решетка оконного проема в мечети Руфавали
Ахмадабад. Каменная решетка оконного проема в мечети Руфавали
Ахмадабад. Мечеть Мухафиз Хана
Ахмадабад. Мечеть Мухафиз Хана
    Совершенно необычна мечеть Сиди Саид в виде лоджии с аркадой (1515). Ее три полукруглых окна заполнены изумительной по рисунку (растительного мотива) тончайшей ажурной решеткой.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому