Архитектура Индии XIII-XVIII вв. Архитектура Южной Индии. Веллур Храм Виттхала. Чидамбарам Храмовый комплекс. Мадурай Храмовый комплекс - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Индии XIII-XVIII вв. Архитектура Южной Индии. Веллур Храм Виттхала. Чидамбарам Храмовый комплекс. Мадурай Храмовый комплекс

Архитектура Индии > Архитектура Индии XIII-XVIII вв.
    Совершенно по-особому на юге формировались города. Жизнь сосредоточивалась, как правило, не вокруг феодальных укрепленных замков, а в рамках храмового комплекса. Тенденция превращения храма из культового центра в основной центр общественной деятельности наметилась еще в XI в. и получила свое дальнейшее развитие. С XIII в., когда Южной Индии стали постоянно угрожать завоевавшие север мусульманские феодалы, новые храмы не строились, а вокруг старых наиболее известных храмов воздвигались новые ограды.
    Идея сооружения вокруг храма нескольких концентрических рядов стен не была новой. Об этом упоминается в древних текстах, например в «Артхашастре». С веками число сооружейных вокруг древнего храма оград возрастало (например, в Срирангаме за 400 лет вокруг храма XII в. образовалось семь концентрических рядов стен), а за ними возникали всевозможные постройки различного назначения: залы и открытые галереи для сбора паломников и верующих, торговые ряды и склады, ремесленные мастерские, школы и жилища. За высокими укрепленными стенами храма население находило убежище в дни военной опасности.
    С новыми стенами сооружались и новые надвратные башни — гопурам, превосходящие по размерам и богатству убранства ранее построенные. Обычно новые стены и гопурам воздвигались с приходом к власти нового феодала или в честь одержанной военной победы, или какого-либо другого важного события. Поэтому гопурам выражали как бы могущество и богатство заказчика, пытавшегося затмить своего предшественника.
    Таким образом создавался комплекс, в котором архитектурные объемы не нарастали по размерам к центру — главному священному объекту, как это было в более ранних храмах (например, в храмах Канчипурама, VIII в., Эллоры, Танджура и других), а уменьшались. Все внимание сосредоточивалось на внушительных входных башнях — гопурам, сплошь покрытых горельефными изображениями многочисленного пантеона богов. Гопурам, достигавшие высоты 50 м и более, могли служить также сторожевыми постами или дозорными вышками.
    Со временем все более закреплялись социальные и кастовые различия, все более усложнялся религиозный ритуал, в связи с чем изменялись характер и назначение дворов и построек. На территорию, окружавшую непосредственно главный храм, допускались лишь избранные брахманы; дворы, удаленные от главной святыни, носили более светский характер — на их территории размещались различные по назначению мантапам и здания, а также второстепенные храмы.
Веллур. Кальяна мантапам в комплексе храма Виттхала, XVI в.
Веллур. Кальяна мантапам в комплексе храма Виттхала, XVI в.
    Особое значение в южноиндийском храмовом комплексе приобрел мантапам в виде открытой одноэтажной галереи или павильона, используемый в различных целях. В огромных многоколонных залах, нередко насчитывавших до тысячи колонн, располагались стекавшиеся в праздники паломники. В небольших нарядных мантапам совершались свадебные обряды (такие мантапам назывались кальяна). Более простые мантапам служили стойлом для священных слонов, которых водили в многолюдных праздничных процессиях, или хранилищем для колесниц, предназначенных для статуй богов, вывозившихся на улицы в праздники. Обращает внимание удивительное сходство в характере резьбы деревянных колесниц и стоящих рядом каменных столбов в залах мантапам, как будто они выполнены одним и тем же мастером.
    Храмовая архитектура развивалась очень медленно. С течением времени происходили лишь количественные изменения: во вновь строившихся мантапам число колонн увеличивалось до нескольких сотен, но его перекрытие оставалось, как и прежде, плоским; в гопурам и святилище увеличивались размеры шикхары, однако сохранился принцип ее пирамидально-ярусного членения и форм декора. С VIII по XVIII в. в конструкциях сохранялась стоечно-балочная система, не изменялась манера каменщика и скульптора, продолжавших вдохновляться произведениями рук плотника и столяра. Установившиеся каноны, освященные религией, исключали какие-либо новшества в методах строительной техники и формах архитектуры и декора.
    При определенном застое строительной техники поражает виртуозность исполнения и изобретательность строителей и скульпторов. Это прежде всего обнаруживается в причудливых композициях, составленных из разновидных колонн, сочетающихся с неповторимыми по форме и сюжету скульптурными группами. Среди архитектурно-пластических композиций встречаются пучки тонких хрупких колонок, напоминающих готические формы, или же группы колонн, как бы составленные из Цескольких рядов миниатюрных храмиков, возвышающихся друг над другом. Самым распространенным является столб с сильно выступающими консолями, с концов которых свешиваются бутоны лотоса.
    Иногда в центре зала ставился мощный пилон с расходящимися от него веером консолями, что напоминало дерево с развесистыми ветвями. Сложная комбинация столбов и колонн, стоящих на общем пьедестале и объединенных наверху сложной системой капителей с консолями, похожа на несколько стволов деревьев с общей кроной. Высота колонн не превышает 5 м. Потолок разделен на панели, в центре выделяются глубоким рельефом цветки лотоса. Вся поверхность стен и колонн покрыта резьбой. В целом же создается единство столь разнообразного и декоративно сложного по своей сути архитектурного произведения.
    Неизменным мотивом тысячеколонных мантапам в Веллуре, Срирангаме, Канчипураме, Мадурай и других городах стали колонны первого ряда с приставленными к ним фигурами всадников на вздыбленных конях, подминающих под себя тигров. В этих залах скульптура затмевает архитектуру, на фоне которой выделяются объемные, сложные до громоздкости, фантастически причудливые скульптурные композиции. Внутри залы производят впечатление леса колонн, буквально обросших со всех сторон каменными изваяниями вздыбленных коней, леогрифов (грифов с головой льва), фантастических фигур, как бы замерших в различных позах и готовых вновь ожить.
    На юге насчитывается более 30 огромных, очень сходных между собой храмовых комплексов, разросшихся до размеров города. Наиболее значительными из них являются храмы в Чидамбараме, Тинневели, Тируваруре, Тируванамалаи, Шривеллипутуре, Канчипураме, Мадурай, Рамешвараме. Большой храмовый комплекс Рагхунатхасвами в Срирангаме, построенный при Найяках вокруг храма XII в., имеет семь оград. Внешняя ограда охватывает площадь 878х753 м. Высота самой большой гопурам 46 м. Во дворе около центральной ограды размещен так называемый тысячеколонный мантапам, насчитывающий 940 колонн.
Чидамбарам. Храмовый комплекс, XII—XVII вв.
Чидамбарам. Храмовый комплекс, XII—XVII вв.
Чидамбарам. тысячеколонный зал храма Шивы, XVI в.
Чидамбарам. тысячеколонный зал храма Шивы, XVI в.
Мадурай. Храмовый комплекс, XII—XVII вв.
Мадурай. Храмовый комплекс, XII—XVII вв. А — план комплекса: 1 — гопурам; 2 — пруд золотых лилий; 3 — храм Сундаресвара; 4 — храм Минакши Деви; 5 — тысячеколонный зал; 6 — портретная галерея Тирумалая Найяков;
    Грандиозный храмовый комплекс в Мадурай превосходит все остальные законченностью архитектурной композиции и красотой форм гопурам (высота 45,7 м) с чуть вогнутыми линиями контура. Два ряда крепостных стен и многочисленные пристройки окружают два старых храма XII в. В результате того, что весь комплекс в Мадурай был построен в сравнительно короткие сроки, он отличается цельностью архитектурного замысла.
Мадурай. Храмовый комплекс, XII—XVII вв.
Мадурай. Храмовый комплекс, XII—XVII вв. Б — бассейн и южная гопурам, XVII в.;
В — портретная статуя в зале пуду-мантапам, 1623 г.
    Цельности композиции способствует расположение на одной оси всех сооружений: старинного храма Минакши, окружающих его галерей, четырех гопурам (две наружные и две внутренние), продолговатой крытой галереи и вынесенного за ограду зала «пуду-мантапам» (ширина 30, длина 100 м), разделенного внутри четырьмя рядами мощных столбов с приставленными к ним статуями представителей династии Найяков.
    Тысячеколонный зал-мантапам, сплошь покрытый скульптурой, резьбой и росписями, находится в северо-восточном углу комплекса. К храму Минакши примыкает искусственный «пруд золотых лилий», окаймленный каменным ступенчатым спуском к воде, низкой колоннадой и галереей с яркими росписями потолка. В воде пруда отражается покрытая скульптурой из цветной керамики южная гопурам.
    Храмовый комплекс, начатый в 1640 г. в Рамешвараме — одном из древнейших городов Индии на острове Палк Стрейта около Цейлона, отличается от других подобных ансамблей своеобразным залом-мантапам. Ряды мощных покрытых росписями пилонов разделяют пространство огромного зала на длинные коридоры шириной от 5 до 6,5 м и длиной более 1 км. Высота зала 7,6 м. Снаружи комплекс стремя рядами стен высотой 6 м и незаконченными гопурам ничем не примечателен.
Рамесварам. Храмовый комплекс, XII—XVII вв. Коридор длиной 1200 м
Рамесварам. Храмовый комплекс, XII—XVII вв. Коридор длиной 1200 м
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому