Архитектура Индии XIII-XVIII вв. Архитектура Северной Индии и Декана. Джайпур Дворец ветров Хава-Махал, Обсерватория Джантар-Мантар. Лакнау Ансамбль Большой Имамбары
Архитектура Индии > Архитектура Индии XIII-XVIII вв.
Джайпур запоминается не отдельными выдающимися сооружениями, а в целом, как единый многообразный организм. Среди всей застройки выделяется лишь семиэтажный Дворец ветров — Хава-Махал (1751—1768). Необычайная пластичность его фасада, не нарушая общей гармонии, обогащает своими оригинальными формами всю улицу.
Архитектор, построивший дворец, остроумно воспользовался типичным для храмовой архитектуры приемом построения шикхары. Он расчленил дворцовый фасад на подобные элементы — выпуклые эркеры разных размеров. Причем в данном случае зодчий руководствовался не столько декоративными целями, сколько функциональными.
Джайпур. Дворец ветров Хава-Махал, XVIII в.
Джайпур. Обсерватория Джантар-Мантар, XVIII в.
Такая система эркеров при большой глубине помещений создала естественную вентиляцию, столь необходимую в условиях жаркого климата. Возможно, и название дворца обязано достигнутому зодчим эффекту.
С верхних террас дворца открывается красивый вид на территорию огромного дворцового комплекса с цветниками и пышными деревьями, фонтанами и бассейнами. Обращают на себя внимание причудливые по формам сооружения обсерватории Джантар-Мантар: огромная усеченная пирамида, спиральные лестницы, огромный диск (в Индии было построено семь обсерваторий) и др.
В Джайпуре, так же как и во многих других городах Раджастхана, сохранились прекрасные образцы синтеза архитектуры и монументальной живописи. Традиции настенной живописи, идущие из глубокой древности, донесены до наших дней. Здания имеют свой особенный розовый колорит с тонко прорисованными белой краской архитектурными деталями. Стены зданий внутри и снаружи покрыты росписями.
На уличных фасадах домов нередко можно встретить изображения в натуральную величину бегущего слона с всадником, или раджпутских бородатых воинов, или группу оживленно беседующих вокруг колодца женщин в ярких, красочных одеждах. Особенно популярны сцены из похождений обожествленного пастушка Кришны и его любимой Радхи. Более интимная, сдержанная по колориту декоративная роспись украшает внутренние покои жилых резиденций.
В 1707 г. после смерти Аурангзеба центр мусульманских правящих династий переместился из Дели в Лакнау. Менее чем за одно столетие (с первой половины XVIII в. до первой половины XIX в.) здесь было воздвигнуто так много культовых и гражданских зданий, как ни в одном городе Индии. После Джайпура Лакнау — один из немногих городов, который по своей архитектуре производит столь целостное впечатление. Возведенные вдоль реки Гумти за этот сравнительно короткий срок здания носят единый, нарочито подчеркнутый помпезный характер. Большое впечатление производят просторные площади и улицы.
Строительным материалом для здания Лакнау служил не дорогостоящий мрамор и не камень, требующий длительной обработки, а кирпич и щебень. Великолепный вид зданиям придает до сих пор хорошо сохранившийся штук цвета слоновой кости. Венчающие здания парапеты в форме ажурной аркады, ставшие характерной чертой архитектуры Лакнау, придают им нарядность. Подкупает необыкновенная тщательность работ и отделки. При внимательном рассмотрении обнаруживается несоответствие в пропорциях сочетающихся в одной постройке разнородных и разностильных форм.
Градостроительные работы особенный размах получили при Азаф-ад-Дауле (1775—1795). В 1784 г. был создан грандиозный ансамбль Большой Имамбары с мечетью. Широкое, обсаженное деревьями авеню подводит к просторной мощеной площади, окаймленной бордюрами зелени. Сквозь богато декорированные южные ворота просматриваются внутренний двор мечети и сама мечеть, возвышающаяся на платформе с двумя минаретами.
В здании Имамбара, предназначенном для мусульманской церемонии мухарама, внутри обширного сводчатого зала (в Большой Имамбаре его размеры 49х16 м в плане, высота 15 м) находятся гробницы. Довольно фантастичный и в то же время внушительный вид имеют «Руми Дарваза» (турецкие ворота). Парадность и претенциозность еще в большей степени обнаруживаются в архитектуре дворцовых зданий Лакнау.
Лакнау. Ансамбль Большой Имамбары. Ворота
В начале XIX в. в Лакнау было построено одно из первых зданий, спроектированных европейцами. Это была резиденция в духе палладианских построек, так называемая Констанция, положившая начало новому направлению в индийской архитектуре, связанному с европейским влиянием.
Наметившееся к концу XVII в. ослабление Могольской империи привело к ее распаду после смерти Аурангзеба в 1707 г., когда отпали Афганистан, Бенгалия, Хайдарабад, Ауд (столица Лакнау) и освободились от вассальной зависимости Раджастхан, Пенджаб и Синд. В это время на территории западного побережья и Центральной Индии образовалось крупное государство Маратхов, претендовавшее на власть над всей Индией.
Маратхи представляли серьезную угрозу европейским колонизаторам, которые к концу XVII в. завоевали опорные пункты на Индийском побережье, построив мощные форты и фактории на месте современных портовых городов Мадраса (1639), Бомбея (1663), Пондишери (1674), Калькутты (1690), и устремились в богатые и менее защищенные районы Ориссы, Бихара и Бенгалии, овладев ими в XVIII в. В середине XVIII в. афганские ханы окончательно разгромили моголов, разграбив их столицу Дели и захватив Пенджаб.
На юге Индии в этот период майсурские султаны воевали одновременно с маратхами, французами и англичанами. Вся страна в течение столетия была охвачена войнами, мятежами, опустошившими большую часть ее территории, население было обречено на голод и нищету.
В XVIII в. в стране фактически замерла культурная жизнь. Она продолжала развиваться до начала XIX в. в Раджастхане, Ауде, Пенджабе и Синде, последними подвергнувшимися британской колонизации.
В Раджастхане высокого развития достигли живопись (миниатюра) и архитектура. В это время была построена столица Джайпур. В Синде в старинных традициях продолжали строиться мавзолеи и мечети из кирпича, облицованного глазурованными плитками. Столица Ауда Лакнау застраивалась величественными зданиями, составляющими целостные городские ансамбли. В культурном и религиозном центре Пенджаба Амритсаре был воздвигнут в 1764 г. получивший большую известность «Золотой храм» для сикхов (сикхизм — господствующее в Пенджабе религиозное учение, возникшее в XVI в. на основе смешения элементов индуизма и ислама).
Храм в виде куба (15х15 м в основании), завершенного позолоченным куполом с возвышающимися по углам ажурными павильончиками «чатри», входными воротами в форме отдельного здания, ассоциируется с мавзолеем.
Красоту и величественность этому небольшому сооружению придает его расположение посередине огромного искусственного водоема. «Золотой храм», пострадавший от пожара, был восстановлен в начале XIX в.
В 1849 г. британские колонизаторы завершили завоевание Индии, подчинив себе Пенджаб и подвергнув его, как и другие завоеванные районы, опустошению и разорению.