Архитектура Индии XIII-XVIII вв. Архитектура Северной Индии и Декана. Амбер Дворцово-крепостной ансамбль. Читор Киртистамбха (Башня славы). Гвалиор
Архитектура Индии > Архитектура Индии XIII-XVIII вв.
Архитектура индусских фортификационных сооружений имеет свои отличительные особенности. Эти оборонительные сооружения должны производить впечатление неприступности и мощи и вместе с тем поражать изысканностью и богатством декоративной обработки. Орнаментальной резьбой и скульптурой было принято покрывать не только парадные ворота, но и другие части сооружения. Изощренную форму, например, придавали зубцам. Лучшие образцы фортификационного искусства индусских строителей сосредоточены в Раджастхане (Раджпутана), народам которого приходилось вести непрерывные войны с завоевателями.
В отличие от других районов Индии из-за дефицита дерева в Раджпутане в качестве строительного материала издавна применялся камень и редко кирпич. Многовековой опыт строительства из камня сказался в замечательной архитектуре ансамблей дворцов и крепостей, не уступающих лучшим средневековым европейским замкам по красоте и органическому слиянию с природным окружением.
Ярким колоритом отмечены города Раджастхана: Амбер, Джодхпур, Биканер, Удайпур. Сильное впечатление оставляют гордо вздымающиеся над городом оборонительные стены и башни Джодхпура (основан в 1459 г.), как бы вырастающие из горного хребта. Биканер выделяется ярко-красным колоритом песчаника, из которого сооружено большинство его зданий.
Амбер. Дворцово-крепостной ансамбль, XIII—XVI вв. Вид на крепость
Амбер. Дворцово-крепостной ансамбль, XIII—XVI вв. Дверь в зале дворца
Одно из ранних уцелевших на севере Индии мощных укреплений, построенных индусскими раджами, — это крепость в Читоре (или Читоргархе). На протяжении более восьми столетий (с VIII по XVI в.) эта крепость была стратегически важным опорным пунктом раджпутских князей.
Основные фортификационные работы были проведены в XIII в. местными мастерами. Выросший вокруг крепости город процветал до начала XIV в., затем участившиеся вторжения чужеземцев привели город к полному упадку.
Мощные зубчатые стены крепости из крупных отесаных камней песчаника огибают холм, возвышающийся над равниной на 150 м. По главной извилистой дороге в стратегически важных пунктах установлено семь массивных ворот. Первые ворота были построены в 1100 г. С обеих сторон ворот расположены полукруглые башни. Проездная часть ворот имеет плоское перекрытие по балкам с поддерживающими кронштейнами, покрытыми барельефами. Около ворот находится красивый многоколонный зал для стражи.
Читор. Киртистамбха (Башня славы), XIII в.
Внутри крепости в Читоргархе сохранились памятники, говорящие о подвигах народа. Это две необычные многоярусные, очень похожие друг на друга башни, сплошь покрытые скульптурой и орнаментальной резьбой: Киртистамбха — Башня славы (около XIII в.) и Джаястамбха — Башня победы (1458—1468).
Башня славы построена в честь победы раджпутов, одержанной над мусульманскими завоевателями. Башня представляет восьмиярусное сооружение высотой 24 м, покоящееся на сильно профилированном основании, покрытом рельефами. Завершается башня открытым павильончиком с пирамидальной крышей. Каждый ярус богато украшен нишами, башенками, оконными проемами и балконами. Высота Башни победы 37 м. В одной из надписей на Башне победы говорится о подвиге раджпутских женщин, которые не сдались врагу и, узнав о гибели своих мужей, совершили коллективное «сати» — самосожжение на костре.
Необычайное впечатление оставляет величественный дворцово-крепостной ансамбль Гвалиора, послуживший прототипом для дворцов могольских императоров. Ансамбль сложился в целом в период независимости и расцвета раджпутского княжества в конце XV — начале XVI вв. Ранние храмы и отдельные крепостные сооружения относятся к середине X в. Крепость расположена на узком скалистом утесе длиной около 3 км и шириной от 800 до 1200 м, возвышающемся над равниной на 90 м. Мощные стены крепости с круглыми массивными бастионами окружают утес со всех сторон.
Гвалиор
А — план дворцово-крепостного ансамбля, IX — XVI вв.: 1 — дворец Ман Сингха, XVI в.; 2 — храм Сас Баху, XI в.; 3 — храм Телика Мандир, XI в.; 4 — ворота; 5 — резервуар для воды;
Б — дворец Ман Сингха. Фрагмент стены внутреннего двора и разрез
А — план дворцово-крепостного ансамбля, IX — XVI вв.: 1 — дворец Ман Сингха, XVI в.; 2 — храм Сас Баху, XI в.; 3 — храм Телика Мандир, XI в.; 4 — ворота; 5 — резервуар для воды;
Б — дворец Ман Сингха. Фрагмент стены внутреннего двора и разрез
Гвалиор. Дворцово-крепостной ансамбль, IX—XVI вв. Слоновые ворота Ман Мандира, XVI в.
По крутому главному подходу к крепости расположено шесть (сохранилось пять) укрепленных ворот, фланкированных башнями. Поверхности стен, и особенно башен, покрыты богатой орнаментальной резьбой с растительным и геометрическим орнаментом. Основным строительным материалом крепости был песчаник и базальт. Заслуживает внимания продуманная система вентиляции. Вентиляционные каналы разных сечений и размеров (от небольших щелевидных отверстий до 1,5 м диаметром), устроенные в толще стен дворцовых и крепостных помещений, разветвляются в разных направлениях, обеспечивая повсюду постоянный приток свежего и охлажденного о камень воздуха.
Глубоко уходят под землю подвальные помещения, в которых от жары спасаются обитатели крепости. Холм весь изрыт подземными ходами. Гвалиорский дворец был соединен подземным тоннелем с Агрой. Водоснабжение осуществлялось из многочисленных колодцев и высеченных в скалах цистерн, в которых скапливалась дождевая вода. Возможно, для водохранилищ использовались также каменоломни.