Архитектура Индии XIII-XVIII вв. Архитектура Южной Индии. Виджаянагар. Крепость Джинджи. Храм Ачутия Ройял
Архитектура Индии > Архитектура Индии XIII-XVIII вв.
Архитектура Южной Индии. Политическая раздробленность Индии, обособленность отдельных народов, племен и каст, а также социальные противоречия сильно ослабили страну. В начале XIII в. почти вся Северная Индия была завоевана тюркскими правителями, исповедывавшими ислам. С утверждением господства мусульманских феодалов на завоеванных землях прекращает свое существование традиционная храмовая архитектура и скульптура. Она продолжала развиваться лишь на Коромандельском побережье до XIX в.
Наиболее значительные памятники XIV—XVI вв. относятся к расцвету крупного индусского государства Виджаянагара, занимавшего всю территорию к югу от реки Кистна (или Кришна) и разбогатевшего главным образом на заморской торговле.
Столицей Виджаянагара был одноименный город с цитаделью Джинджи, являвшейся главным укрепленным пунктом всего государства. Это самая крупная, единственно хорошо сохранившаяся древнейшая цитадель на юге Индии. Ее основание относят к началу правления династии Чола, т.е. к первым векам н.э. Главные фортификационные работы были проведены в середине XV — начале XVI вв. индусскими мастерами.
Виджаянагар
А — план крепости Джинджи: 1 — цитадель; 2 — ворота; 3 — городские стены; Б — план барбикона: 1 — подъемный мост; 2 — ров; 3 — барбикон; 4 — двор; 5 — колодец
А — план крепости Джинджи: 1 — цитадель; 2 — ворота; 3 — городские стены; Б — план барбикона: 1 — подъемный мост; 2 — ров; 3 — барбикон; 4 — двор; 5 — колодец
Цитадель расположена на трех высоких скалистых утесах, окруженных глубоким ущельем. Ее наиболее уязвимая сторона защищена тройным рядом мощных стен (высотой 7,6 м) с укрепленными воротами, фланкированными с обеих сторон башнями. Крепость была хорошо обеспечена водой, которая поступала по глиняным трубам из двух не пересыхающих источников на вершине утесов и трех резервуаров с дождевой водой, расположенных у подножья цитадели.
Отличавшаяся в свое время пышностью придворной жизни и великолепием зданий, столица Виджаянагара, или Хампи, лежит теперь в руинах, напоминая огромный открытый музей. О многообразии типов зданий свидетельствуют остатки многоэтажных дворцовых и концертных залов, террас, павильонов, многочисленных храмов с бассейнами, многоколонных галерей и мантапам, крытого базара, складов, стойл, конюшен. Дворцы и храмы сосредоточены в цитадели. В городской застройке не обнаружено следов регулярной планировки.
Посетившего Виджаянагар в XVI в. русского путешественника Афанасия Никитина поразили великолепие дворцовых построек и убожество жилища трудового люда.
Виджаянагар. Храм Ачутия Ройял. План, фасад и деталь мантапам
По описанию венецианского путешественника, в 1567 г. город состоял из обычных глинобитных построек, а три дворца были сооружены из мрамора и отличались роскошью внутреннего убранства. Однако главным строительным материалом для храмовых и дворцовых сооружений был не мрамор, а местный очень прочный гранит. Нередко в постройках камень сочетался с кирпичом. Кроме гранита применялся темно-зеленый хлоритовый камень, легко поддающийся обработке и резьбе.
Для виджаянагарских строений характерно сочетание этих двух различных пород камня. Причем грубая и примитивная обработка гранитных частей зданий резко контрастирует с изысканно тонкой художественной резьбой, выполненной в хлорите. Несущие столбы и балки создавались, как правило, из цельного гранитного блока, поэтому их размеры по длине и высоте не превышали 5—6 м.
Монументальные сооружения Виджаянагарского царства хорошо сохранились в других городах. В Канчипураме большую территорию занимает храм Екамбаранатха с тысячеколонным залом-мантапам и высокими башнями-гопурам. В Срирангаме имеется не менее грандиозный храмовый комплекс Джамбукешвара (XV—XVI вв.) с тремя концентрически расположенными оградами и внушительными гопурам. В Веллуре и Кумбаконаме, являвшемся с древности крупным религиозным центром, были воздвигнуты новые стены и гопурам, здания учебных заведений.
В XVII в. территория независимых индусских государств на юге катастрофически сократилась. Последние независимые правители династии Найяков, избравшие столицей Мадурай, развернули большое строительство. По всему Коромандельскому побережью почти во всех крупных городах стоят в неприкосновенном виде грандиозные сооружения храмовых комплексов, воздвигнутые при Найяках.
На юге Индии непоколебимыми оставались устои прежней жизни и могущество брахманских жрецов. В их владении находились большие участки земель, из-под их влияния не ускользала ни одна область общественной деятельности. Огромные храмовые комплексы доминировали в строительстве, поглощая колоссальные средства. Строительству храмов, отличающихся насыщенностью пластического убранства, несомненно способствовало наличие высококвалифицированной дешевой рабочей силы. Это были стекавшиеся отовсюду многочисленные армии безработных правоверных индусов-строителей и скульпторов, не находивших себе применения в мусульманских государствах и преследуемых португальскими иезуитами в Гоа.
Культовая архитектура развивалась в рамках канонов, установленных и освященных религией. Однако для храмовых сооружений из гражданского зодчества несомненно были заимствованы формы открытых внутренних дворов, многоколонных террас, открытых павильонов и галерей-мантапам, отлично приспособленных к условиям постоянной жары. Неизменная принадлежность храмового комплекса — бассейн для общественных омовений, окаймленный по всему периметру галереями и каменными ступенями, спускающимися к воде. Этот бассейн может служить резервуаром воды на время, когда летом полностью пересыхают реки.