Архитектура Индии 2 - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Индии 2

Архитектура Индии
    К началу IX в. господствующее положение в стране заняли феодалы и брахманское жречество, буддизм сменила новая, более сложная и гибкая религиозная система — индуизм, впитавший идеи древних религий брахманизма и буддизма, а также различных народных верований. Близкий к буддизму, но менее влиятельный джайнизм, существующий и в наши дни, распространился главным образом среди торговцев, ростовщиков и крупных ремесленников.
    Господствовавший среди правящих классов в течение многих столетий буддизм, утратив значение в пределах своей родины, переместился в другие страны Востока: Цейлон, Бирму, Китай, Японию и др. Одновременно с этим в Индии в основном прекратилось строительство таких типов сооружений, как ступа, монастырь и храмов в формах чайтья. Храм, воплотивший новую религиозную концепцию, связанную с идолопоклонством, стал основным типом средневекового монументального зодчества.
    В начале IX в. почти прекратилось скальное строительство и началось возведение каменных зданий. Причем в камне возводились лишь культовые постройки (за исключением Раджпутаны). Гражданское строительство велось, как и прежде, в недолговечных материалах: в дереве, глине, кирпиче и др. Это было одной из главных причин, что ранние памятники средневекового гражданского зодчества не дошли до нас.
    В период расцвета феодализма (X—XI вв.) строительство храмов поглощало огромные материальные средства и сосредоточивало лучшие художественные силы средневекового общества. Храмовая архитектура стала основным выразителем господствовавших религиозно-философских и эстетических воззрений эпохи. Уцелевшие памятники III в. до н.э. — XII в. н.э. ограничиваются, за малым исключением, сооружениями буддийского, брахманского и джайнского культа, что и дало основание зарубежным исследователям классифицировать индийскую архитектуру по этому признаку.
    Такая классификация архитектуры, основанная на религиозных различиях, является для нас неприемлемой, так как она исключает важную область градостроительства и гражданских сооружений и тем самым не раскрывает сути архитектуры и исторически сложившихся ее местных особенностей. Кроме того, известно, что памятники различных культов, возникшие в одних и тех же исторических условиях, мало чем различаются между собой по архитектуре.
    Проследить историческое развитие градостроительства и гражданской архитектуры с V по XIII вв. становится почти невозможным. Бесследно исчезли многочисленные города и селения с их разнообразными постройками. О них мы знаем только по описаниям.
    Составить представление о видах и формах гражданского зодчества V—XIII вв. удается лишь при помощи косвенных данных и сведений из письменных источников. В отдельных же случаях приходится полагаться на преемственность традиций. До настоящего времени остается невыясненным еще вопрос: в какой степени поддерживались традиции в области градостроительства с тех пор, как погибла одна из ранних в мире городских цивилизаций — так называемая культура Хараппы, процветавшая между XXX—XV вв. до н.э. на большей части территории современных Индии и Пакистана.
    Ее поселения обнаруживают необычайно высокий для своего времени уровень градостроительства и благоустройства: регулярная планировка поселений, двух-трехэтажные постройки из обожженного кирпича, общественные бассейны и колодцы, общегородская сеть канализации. Средневековых городов, подобных Мохенджо-Даро, Хараппа или Лотхал, не обнаружено, но отдельные характерные для них черты прослеживаются в более позднем строительстве.
    Важным связующим звеном между древностью и средневековьем (до XIII в.) являются дошедшие до нас город Таксила (на территории современного Западного Пакистана), создававшийся между VI в. до н.э. и V в. н.э. (хотя в нем уже трудно различить черты самобытности и внешних влияний) и город Нагарджунаконда на юге Индии.
    Использование индийских текстов для исследования средневекового гражданского зодчества затрудняется тем, что в древней и средневековой Индии не было принято датировать литературные произведения, и в результате этого до настоящего времени не установлены даты и место написания многих очень ценных текстов. Расхождения среди ученых в их датировании нередко колеблются в пределах нескольких столетий. Кроме того, древнеиндийские тексты писались и составлялись, как правило, духовными лицами (брахманами или буддийскими монахами), которые чаще всего толковали те или иные произведения архитектуры и искусства по-своему, приписывая им какой-либо мистически-символический смысл.
    Тем не менее неисчерпаемое по богатству философской мысли, поэтических образов и научно-практических знаний литературное наследие Индии содержало много ценных сведений по архитектуре. Индия была одной из передовых стран Востока, с высокоразвитым земледелием и ремеслом, хорошо налаженной заморской торговлей, страной сложной и утонченной духовной культуры.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому