Архитектура Индии 3 - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Индии 3

Архитектура Индии
    При помощи данных изобразительного искусства — рельефных и живописных изображений построек на различных уцелевших памятниках (рельефы на ступе Бхархута и Санчи, стенные росписи Аджанты и др.) — можно представить внешний облик неуцелевших городских и других построек из недолговечных материалов. Помогают также представить внешний облик исчезнувших построек сохранившиеся в скалах сооружения культа, в которых больше, чем в других, обнаруживается близость к формам народного зодчества (например, сооружения из монолита скалы-ратхи Мамаллапурама).
    Сохранению древних традиций и совершенствованию профессионального мастерства во многом способствовали выросшие на основе деления общества на варны иджати (группирующиеся по производственному и социальному признакам) специфические ремесленные организации — сени (или шрени), в которых профессия передавалась по наследству. Накапливавшийся опыт принял форму шилпашастры, служившей практическим и теоретическим руководством для строителей, скульпторов, художников и ремесленников самых различных профессий. Шилпашастра долгое время не фиксировалась письменно, а передавалась устно. Письменные тексты шилпашастры появились в первых веках до н.э., а в VI в. н.э. были известны уже специальные трактаты по строительству и архитектуре.
    Строительные организации (или корпорации) сени в поисках работы передвигались по всей стране, нередко посвящая жизнь не одного, а нескольких поколений строительству крупного объекта. Таким образом, одинаковые типы и формы сооружений могли возникнуть в самых отдаленных друг от друга местностях, сильно различающихся между собой в природно-климатическом и других отношениях.
    Распространение шилпашастры и сени по всей обширной Индии вносило определенную унификацию в архитектуру страны, отличающейся необычайным разнообразием местных строительных и художественных традиций. Однако при всех своих достоинствах такая система, удивительно живучая и стойкая, приводила в конечном счете к застою творческой мысли, к консерватизму строительной техники.
    Новый этап в историческом развитии архитектуры Индии начинается со времени утверждения на индийских землях господства феодалов — мусульман (распространившегося в XV—XVII вв. почти на всю Индию, исключая крайний юг). С распространением ислама появляются новые для Индии типы и виды культовых сооружений. Это были мавзолеи, мечети, медресе и минареты в формах, сложившихся в Средней Азии и Иране в соответствии с характером мусульманского культа и местных строительных традиций.
    Непрерывные завоевательные и междоусобные войны, особенно характерные для этого периода, вызвали невиданный до этого размах строительства фортификационных сооружений и укрепленных резиденций. Архитектура продолжала занимать ведущее место среди других видов искусств. Но в окружающей застройке стал доминировать не храм, бывший центром общественной жизни, а укрепленная резиденция феодала и его загробная резиденция — мавзолей, символизирующие его могущество и богатство.
    Вместе с завоевателями (главным образом тюрко-афганского происхождения) на индийской земле осели многочисленные строители и художники из соседних стран. В совместном творчестве мастеров из Индии, Средней Азии и Ирана, особенно в периоды расцвета, рождались замечательные произведения, сочетавшие в себе достижения различных художественных и строительных культур.
    Наиболее выдающиеся архитектурные памятники периода господства мусульманских феодалов в Индии относятся ко времени расцвета двух централизованных государств — Делийского султаната XIII — XIV вв. и империи Моголов XVI—XVIII вв., избравших своей бессменной столицей Дели. Не менее выдающиеся произведения, отличающиеся ярким своеобразием архитектуры, были созданы в XV—XVI вв. в независимых мусульманских княжествах Гуджарата, Бенгалии, Хайдарабада, Биджапура, в которых диктуемые исламом формы и типы сооружений трактовались по-своему, представляя удивительно разнообразную картину провинциального творчества.
    Замечательные по своей архитектуре ансамбли дворцов и крепостей были созданы в XVI—XVIII вв. целиком на местных традициях в сохранявших независимость индусских княжествах Раджпутаны, ставшей основным художественным и культурным центром Северной Индии после наступившего в XVIII в. распада Могольской империи.
    До XIX в. по традиционному пути продолжала развиваться архитектура на Коромандельском побережье крайнего юга, где властвовали индусские феодалы и брахманские жрецы, которые воздвигали колоссальные храмовые комплексы, разраставшиеся до размеров города.
    Начиная с XVII в. с проникновением европейских колонизаторов в Индии появляются сложившиеся в Европе типы и формы сооружений: христианские церкви, коттеджи, административные здания в стилях готики, Ренессанса или классицизма. Одними из первых сооружений, построенных европейцами в наиболее важных стратегических пунктах, были форты, воздвигнутые в XVII в. на Индийском побережье, на месте современных городов Мадраса, Бомбея, Калькутты, Пондишери. Скованная путами феодализма и кастовости, терзаемая междоусобицами, Индия стала легкой добычей европейских колонизаторов, окончательно поработивших страну после столетия тяжелых войн, захватов и грабежа в начале XIX в. С периодом британской колонизации связаны новые страницы истории индийского зодчества.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому