Архитектура Индии V—XIII вв. Культовое зодчество. Эллора Храм Индра Сабха. Мамаллапурам Храмы типа мантапам. Мамаллапурам Барельеф на скале «Нисхождение реки Ганг на землю»
Архитектура Индии > Архитектура Индии V-XIII вв.
В Эллоре встречается всюду распространенный тип массивного столба, имеющего высокую квадратную в сечении, похожую на пьедестал базу, почти равную по высоте его остальной части. Ствол столба и капитель покрыты тонкими вертикальными каннелюрами. Капитель видоизменялась от формы сплющенной круглой подушки (или тюрбана, на котором покоится толстая квадратная плита) до форм, основанных на мотиве вазы с растениями. Эти формы капителей варьировались от строго стилизованных до пышных и причудливых. В массивных столбах Эллоры широкая ваза почти скрыта под обильным орнаментальным рисунком растений.
В Эллоре с середины VIII в. стала применяться капитель, соединяющая подушечную капитель и капитель в форме вазы с растениями. Особой изысканностью форм и декора отличаются столбы в зале Индра Сабха. Столбы расчленены на три органически слитых между собой части: пьедестал, ствол с вазой и капитель.
Гладкий высокий пьедестал имеет пластичную профилировку в основании. Ствол как бы вырастает из чашеобразной, изящно декорированной вазы со свешивающимися из нее гирляндами растений и цветов, и заканчивается округлой подушечной капителью. Ствол и капитель покрыты заостренными каннелюрами.
Эллора. Храм Индра Сабха, VIII в. Столб в интерьере
На стенах за рядами колонн просматриваются приподнятые на метр от пола монументальные каменные композиции с изображениями богов и мифологических героев. Поражает контраст в содержании и характере скульптурных образов буддийской и брахманской скульптуры. Монотонному ряду застывших в невозмутимом спокойствии статуй Будды противопоставлены многообразные, сложные по формам, многофигурные композиции брахманских божеств.
Эллора и остров Элефанта представляют грандиозный музей увековеченных в камне легенд и мифов, слагавшихся в течение тысячелетий.
Скальное строительство в Эллоре по существу завершилось грандиозным монолитным комплексом сооружений храма Кайласанатха. Но о нем будет сказано после того, как будут рассмотрены послужившие ему прототипом храмы, сложенные из камня в Канчипураме.
Своеобразные формы приняло скальное строительство на юге Индии. На территории Паллавского государства в начале VII в. появились первые известные брахманские храмы типа мантапам. Это были углубленные в скале террасы или лоджии высотой от 4,5 до 6 м, длиной от 7 до 9 м и глубиной до 7,5 м с целлой и несколькими маленькими святилищами, высеченными в боковых и задней ее стенах. Фасад представлял собой высеченный в скале низкий портик из нескольких колонн и идущего по ним архитрава.
Мамаллапурам. Храмы типа мантапам (террасы со святилищем), высеченные в скалах, VII в.
Мамаллапурам. Храмы типа мантапам (террасы со святилищем), высеченные в скалах, VII в.
1 — неоконченная мантапам; 2 — мантапам Вараха. Общий вид, план; 3 — план расположения памятников: 1 — ратха Драупади; 2 — ратха Арджуны; 3 — ратха Бхимы; 4 — ратха Дхармараджи; 5 — ратха Накула Сахадевы; 6 — ратха Ганеша; 7 — мантапам Вараха; 8 — барельеф Гангаватарама; 9 — мантапам Панча Пандава; 10 — мантапам Кришны; 11 — мантапам Рамануджи; 12 — мантапам Махишасуры; 13 — неоконченные произведения;
14 — дворец; 15 — бассейн; 16 — Прибрежный храм
1 — неоконченная мантапам; 2 — мантапам Вараха. Общий вид, план; 3 — план расположения памятников: 1 — ратха Драупади; 2 — ратха Арджуны; 3 — ратха Бхимы; 4 — ратха Дхармараджи; 5 — ратха Накула Сахадевы; 6 — ратха Ганеша; 7 — мантапам Вараха; 8 — барельеф Гангаватарама; 9 — мантапам Панча Пандава; 10 — мантапам Кришны; 11 — мантапам Рамануджи; 12 — мантапам Махишасуры; 13 — неоконченные произведения;
14 — дворец; 15 — бассейн; 16 — Прибрежный храм
В каменных мантапам в точности воспроизведены деревянные конструкции. Столб разделен по высоте на три части. Нижняя и верхняя части имеют квадратное сечение, а средняя часть — восьмигранное. Тяжелая подбалка, обрубленная под углом 45° или закругленная, образует капитель, поддерживающую архитрав.
В конце VII в. в пещерных сооружениях Бхайраваконды и Ундавалли появился новый тип колонны. Ее утончающийся кверху круглый ствол с основанием в виде фигуры сидящего льва завершается капителью в форме тюрбана с квадратной плитой. Архитрав опирается на консоль, покоящуюся на капители. Этот новый тип колонны положил начало так называемому «паллавскому» ордеру, сохранившему свое значение в храмовой архитектуре юга до XVIII в.
Карниз имеет форму четвертного вала с рельефными изображениями мотива «куду» — миниатюрного арочного чайтья с высовывающимися из него головками людей. Иногда поверх карниза высекали парапет из чередующихся миниатюрных построек чайтья и альпапрасада. Такой же карниз встречается в сооружениях и росписях Аджанты VII в., храмах Камбоджи и Явы. С этих пор карниз в форме четвертного вала с мотивом куду стал постоянно применяться в монументальной архитектуре южной Индии.
Храмы-мантапам служили своеобразной картинной галереей. На их стенах — рельефные изображения религиозно-мифологических сюжетов. Сцены сражений воинственно настроенных богов со злыми духами сменяются пасторально-лирическими изображениями умиротворенных богов, занятых житейскими делами: например, можно видеть бога Кришну в роли пастуха или бога Шиву, играющего в шахматы с супругой Парвати.
Довольно оригинальный ансамбль представляют пещерные сооружения Мамаллапурама, в состав которого входит известный барельеф Гангаватарам, высеченный в виде огромного панно на поверхности громадной глыбы. Перед этими сооружениями находилась большая площадь, замыкавшаяся Прибрежным храмом. На ней собирались многолюдные толпы во время религиозных торжеств. В конце VII в. в Мамаллапураме из массива скалы были высечены известные монолитные ратхи. Это были последние произведения скального зодчества на юге Индии. В них воспроизведены в трехмерном виде различные формы построек храмов и гражданских зданий из дерева, глины, кирпича.
Мамаллапурам. Барельеф на скале «Нисхождение реки Ганг на землю», VII в. фрагмент
Мамаллапурам. Барельеф на скале «Нисхождение реки Ганг на землю», VII в. Общий вид
Особенное значение имеют ратхи Дхармараджи и Ганеша, послужившие прототипом для двух основных зданий южноиндийского наземного храмового комплекса: виманы, т.е. святилища, завершенного башенной надстройкой (подобной ратхе Дхармараджи), и надвратной башни гопурам, оформляющей вход в комплекс (подобный ратхе Ганеша).
Мамаллапурам. Барельеф на скале «Нисхождение реки Ганг на землю», VII в. план
1 — цистерна с водой; 2 — скала; 3 — водоем; 4 — наскальный барельеф; 5 — каменный желоб; 6 и 7 — дороги
1 — цистерна с водой; 2 — скала; 3 — водоем; 4 — наскальный барельеф; 5 — каменный желоб; 6 и 7 — дороги