Архитектура Индии V—XIII вв. Культовое зодчество. Храмы с шикхарой. Деогарх Храм Дасаватара. Бхитаргаон Храм.
Архитектура Индии > Архитектура Индии V-XIII вв.
В VII в. на юге Индии перешли к строительству храмов из тесаного камня. Вплоть до XVII в. включительно история монументального каменного зодчества на юге Индии сводится по существу к истории архитектуры храма, отражавшего идеи индуизма. Храмовую архитектуру, развивающуюся в пределах Коромандельского побережья от озера Пуликат до мыса Коморина, принято называть дравидийской (название происходит от древних поселенцев Индии — дравидов).
Объемно-пространственная структура средневекового храма, сложившаяся к VI в., была принята почти целиком для брахманских, джайнских и буддийских храмов. Ядро храма составляет святилище в форме куба с внутренним помещением «гарбхагриха» для статуи божества или его символа. Над ним возвышается башенная пирамидальная надстройка — шикхара, чаще всего это груда камня, уложенная в форме пирамиды на плоском перекрытии.
Зал для молящихся — мантапам представляет собой прямоугольное или квадратное в плане помещение с колоннами внутри, обычно примыкающее к святилищу. Иногда между святилищем и мантапам имеется промежуточное помещение — преддверье «антарала». Портики, оформляющие вход в мантапам, называются ардха-мантапам. Нередко встречаются храмы с несколькими святилищами — двумя, четырьмя, пятью. С течением времени шикхару стали строить более высокой с богатым пластическим убранством.
Форма шикхары определила два основных типа храма — южный (или дравидийский) и северный (или индоарийский). Для южного типа храма характерна шикхара в виде ступенчатой пирамиды, завершенной многогранным куполом, а для северного — шикхара параболических очертаний с амалакой — приплюснутым кольцом наподобие плода амалаки наверху.
Происхождение форм шикхары чаще всего связывают с формами покрытия жилого дома. Существует также предположение, что на формы шикхары повлияли формы колесницы «ратхи», которая вывозилась во время религиозных процессий вместе со статуей божества. Храмы в виде «божественной» колесницы с рельефными изображениями колес и запряженных коней встречаются в штате Ориссы (в Конараке) и Южной Индии.
Для северного типа храма, распространенного во влажных районах восточного побережья (Орисса и Бенгалия), прототипом могло послужить высокое покрытие с крутыми скатами, поддерживаемое каркасом из бамбука или дерева. Прототипом пирамидально-ступенчатой башенной надстройки южноиндийских храмов послужили пирамидально-ярусные дома, описание которых встречается в архитектурном трактате «Манасара». В шикхаре ранних южноиндийских храмов соблюдалась ярусность. На каждом ярусе имелось помещение для статуи (как, например, в храмах Кайласанатха и Вайкунтха Перумала в Канчипураме). В более поздних храмах возвышающаяся над святилищем шикхара — уже полая внутри, а ярусные членения лишь изображаются на ее внешней поверхности.
Внешние формы шикхары легли в основу классификации средневекового храмового зодчества, принятой во многих трудах по искусству и архитектуре Индии, на три стиля: дравидийский (чаще называемый южным), индоарийский (северный) и чалукийский. Храмы без шикхары и пещерного типа, таким образом, остаются вне этой классификации.
Единственным ярковыраженным по характеру архитектуры является южноиндийское направление, развившееся в районе Коромандельского побережья с VII по XVIII в.
К северному (или индоарийскому) «стилю» обычно причисляют храмы V—XIII вв., расположенные в штатах Ориссы, Мадхия-Прадеш, Гуджарата, Раджастхана, Бенгалии, Бихара. На самом деле архитектура храмов, возникших в столь различающихся между собой природно-климатических и социально-экономических условиях этих штатов, имеет очень мало общего и потому согласиться с тем, что они принадлежат к одному направлению невозможно.
Также весьма условно принято название «чалукийского» стиля для храмов, расположенных в штатах Майсура и Бомбея. На этой территории сменялись династии Чалукьев, Раштракутов, Хойсала и разновременные постройки также не имеют стилевого единства.
Со временем храмы все больше различались не только по форме шикхары, а также по общей композиции и интерьеру, строительно-конструктивным приемам и характеру декора.
К ранним из сохранившихся храмов с шикхарой относятся храмы VI в. в Сирпуре, Будх-Гайе, Деогархе, Бхитаргаоне. Наиболее известный буддийский кирпичный храм Махабодхи в Будх-Гайе дошел до нас в реставрированном в XIV в. виде. Это пирамидальное сооружение, стоящее на высокой платформе, окружено четырьмя подобными ему небольшими башнями. Все башенки завершены каннелированным кольцом амалака.
Храмы с шикхарой (башенной надстройкой), VI в. 1 — Деогарх. Храм Дасаватара из камня; 2 — Бхитаргаон. Храм из кирпича
Деогарх. Храм Дасаватара, VI в. Дверной портал
С храмом Махабодхи имеют сходство кирпичный храм в Бхитаргаоне и храм Дасаватара в Деогархе, сложенный из тесаного камня. К главному объему святилища храма Дасаватара с четырех сторон примыкают портики, соединенные с ним коридорами. Над святилищем возвышалась (теперь разрушена) шикхара в форме пирамиды, выложенной из камня без внутреннего пространства.
Центрическая башенная композиция храма, высокий цоколь с великолепным скульптурным фризом делают храм похожим на скульптурный монумент. Центрическая крестообразная композиция храма в Деогархе впоследствии развилась в храмовом строительстве Камбоджи и Таиланда.
Колыбелью средневековой храмовой архитектуры считают близлежащие города, бывшие столицами существовавшего в Декане Чалукийского государства: Айхоли, Паттадакал, Бадами. В этом районе в V—VI вв. зародились два типа средневекового храма: «северного» и «южного». В Айхоли среди 70 разрушенных храмов наиболее известны храмы Ладкхана и Дурги, V в.
В храмах Бадами впервые появилась характерная для южноиндийских храмов шикхара в виде пирамидально-ярусной надстройки над вторым этажом с завершающим четырехскатным куполом.