Архитектура Индии V—XIII вв. Культовое зодчество. Мамаллапурам. Прибрежный храм
Архитектура Индии > Архитектура Индии V-XIII вв.
Новым этапом храмового строительства из тесаного камня были возникшие на рубеже VII—VIII вв. ансамбли храмовых сооружений в Мамаллапураме, Канчипураме, Паттадакале и Эллоре.
В этот период заметно возросла роль религии в обществе и усилилось могущество светских и духовных феодалов. Увеличивается строительство храмов, все большее значение получает их декоративное убранство, усложняются планировочные и объемные композиции.
Храм стали ставить внутри прямоугольного замкнутого двора «пракарам», где размещались также второстепенные святилища, залы и галереи для молящихся, бассейны для омовений и другие подсобные помещения. Часто (особенно в Южной Индии) внутри двора по всему периметру устраивали крытую галерею или же устанавливали сомкнутым рядом отдельные однотипные открытые павильоны, служившие целлами. В этом случае интерьер двора приобретал характер большого зала без верхнего перекрытия. На территории храмового комплекса собирались массы молящихся, участвующих в религиозных церемониях. Целла, недоступная для большинства людей, окружалась атмосферой таинственности и мистицизма.
Территория двора считалась священной, и вход во двор выделялся особым сооружением: в Ориссе, например, в форме своеобразной арки «торана» (ворота в ограде ступы называются также «торана»), в Южной Индии в виде пилона, а позднее — надвратной башни-гопурам. Входы обычно ориентированы на восток.
На юге большинство храмов посвящено богу Шиве, а на севере — богу Вишну (или богу Солнца). В храмах Шивы имеется павильон со статуей священного быка Нанди, а внутри святилища «гарбхагриха» ставится эмблема фалуса-лингам. В храмах Вишну находятся статуи божества. В соответствии с этим определялось содержание скульптуры и рельефов, украшающих храмы. В остальном храмы не отличались друг от друга. Джайнские храмы больше распространены в Гуджарате. Они обычно имеют замкнутый прямоугольный двор с непрерывным рядом маленьких целл со статуями 24 джайнских святых.
Центром композиции храмовых комплексов является святилище вимана — наиболее значительное из всех храмовых сооружений. Эта «святая святых», одетая в массивную каменную оболочку с богатым пластическим убранством, завершена устремленной кверху башней. Брахманские жрецы рассматривают виману как символ вселенной и уподобляют ее священной горе — обиталищу всех богов. Ранние храмы имеют несколько святилищ, сгруппированных вокруг главного святилища. В более поздних храмах создаются многочисленные ниши, альковы, алтари, миниатюрные модели храмов, размещенные по уступам шикхары, предназначенные для второстепенных божков и святых.
Первый храмовый комплекс, сложенный из тесаного камня на юге Индии, был воздвигнут в VII в. в Мамаллапураме. Это был Прибрежный храм Шивы, сооруженный целиком из гранита. Храм служил своего рода маяком, предупреждающим мореплавателей о приближении их к порту.
В VII в. море было значительно отдалено от храма и перед ним находился дворик, на территории которого стояли два столба-светильника «дваджха-стамбха». Теперь же эти столбы одиноко возвышаются на скале среди моря. По сохранившимся остаткам колонн и стен можно представить окружавшую второй двор каменную ограду и расположенные внутри двора мантапам. Хорошо сохранились два примыкающих друг к другу святилища со стройными пирамидальными шикхарами. На наружных стенах храма и ограды имеются пилястры, имитирующие деревянные столбы с фигурами львов в основании.
Мамаллапурам. Прибрежный храм, VII в. Общий вид, план, разрез
Большой интерес представляют обнаруженные остатки водопроводной системы, сообщающейся с городской водопроводной сетью, питавшейся из искусственного канала, соединенного с рекой Палар. В каменной ограде Прибрежного храма были заложены маленькие цистерны, которые в случае необходимости так же, как и бассейн, наполнялись водой. Поступление воды регулировалось шлюзами, а избыток воды сбрасывался по каскаду в море.