Архитектура Индии V—XIII вв. Культовое зодчество. Паттадакал Храм Вирупакша. Эллора Монолитный Храм Кайласанатха
Архитектура Индии > Архитектура Индии V-XIII вв.
Храмы в Канчи послужили образцом для строителей соседнего государства Раштракутов, воздвигнувших подобные храмы в столице Паттадакале и Эллоре.
Наиболее значительными из группы Паттадакала являются: храм Папанатха, 680 г., северного типа и храм Вирупакша, 740 г., южного типа. Между ними нет существенных различий в плане. В обоих имеется обходной коридор вокруг целлы и примыкающий к ней мантапам. Особенность храмов Паттадакала заключается в более усложненной декоративной обработке стен, раскрепованных тонкими пилястрами и украшенных нишами, завершенными миниатюрной шикхарой.
Паттадакал. Храм Вирупакша, 740 г. Общий вид святилища
Паттадакал. Храм Вирупакша, 740 г. Рельеф на наружной стене
Архитектурная композиция, неоднократно повторявшаяся в храмах, сложенных из тесаного камня и, очевидно, из других менее долговечных материалов, наконец, была увековечена в скальном храме Кайласанатха в Эллоре (725—755 гг.), сооруженном тем же способом, что и монолитные ратхи Мамаллапурама. Это замечательное сооружение эпохи представляет собой уникальное произведение архитектуры. В мире нет такого грандиозного памятника зодчества, высеченного подобно гигантской статуе из скалы. Грунт вынимали из громады скалы сверху. К работам внутри сооружения приступали после того, как была закончена обработка наружной поверхности стен и крыши.
Эллора. Монолитный храм Кайласанатха, 750 г. Вид сверху
Эллора. Монолитный храм Кайласанатха, 750 г. Вид со стороны внутреннего двора
Монолитный храм в Эллоре — это более усовершенствованный и приспособленный к местным условиям вариант композиции храма Кайласа в Канчи. К вимане храма Кайласа в Эллоре по углам и в центре примыкают пять (в храме Кайласа в Канчи — девять) небольших святилищ, завершенных каждый шикхарой. Зал-мантапам соединялся со святилищем промежуточным помещением — антарала. Стоящие внутри мантапам 16 колонн сгруппированы так, что остаются широкие центральные проходы, ведущие к трем наружным входам в храм. Павильон со статуей быка Нанди, надвратная башня — гопурам и зал-мантапам поставлены по главной оси входа и соединены между собой мостиками, необходимость которых появилась в результате высоко приподнятого над землей пола. Высота цокольной части (или стилобата) 8,2 м.
Эллора. Храм Кайласанатха, 750 г.
1 — поперечный разрез и план храма; 2 — пилястра в портике храма и столб в интерьере зала-мантапам; 3 — столб-светильник дваджха — стамбха
1 — поперечный разрез и план храма; 2 — пилястра в портике храма и столб в интерьере зала-мантапам; 3 — столб-светильник дваджха — стамбха
Павильон со статуей быка Нанди фланкирован с двух сторон столбами-светильниками «дваджха-стамбха» высотой 15,2 м и каменными изваяниями слонов почти в натуральную величину. Завершенность комплексу придают колоннада и целлы, окружающие двор.
Храм, зажатый между высокими отвесными скалами, зрительно целиком не воспринимается, а лишь отдельными фрагментами с красивыми профилями и обломами. Великолепен по своей архитектоничности плотный ряд мощных изваянных на стилобате слонов, несущих на своих спинах здание храма. Скульптура храма Кайласа, органически сливающаяся с архитектурными формами, отличается непринужденностью поз и ярко выраженной динамикой. В рельефах отсутствует строгая последовательность в изображении канонических сюжетов из жизни богов. На южной стороне храма помещен рельеф с эпизодом из эпоса «Рамаяна» — Рама с помощью Ханумана побеждает дьявола Равана, рядом запечатлены сцены войны между двумя родами Панчавов и Кауравов из «Махабхарата». На наружных стенах храма сохранились следы штукатурки и окраски, а внутри храма — следы росписей.
Храм Кайласа в Эллоре по размерам (50x33,2x32,61 м) значительно больше своих прототипов — храмов в Канчипураме и Паттадакале.
Рядом с этим монолитным гигантом столетием позднее джайнисты высекли в скале подобный ему, но почти в четыре раза меньших размеров храмовый комплекс Чхота Кайласа (маленький Кайласа). Завершили скальное строительство в Индии джайнские храмы X в. в Гвалиоре.
К концу VIII в. с утверждением идей индуизма изменилось представление о характере культовых сооружений. Буддийские храмы и монастыри по существу были замкнутыми комплексами, отделенными от народа и служившими лишь узкому кругу монашеской общины. Поэтому закономерно строительство храмов в наиболее недоступных местах — в скалах. В пещерном строительстве главное внимание уделялось обработке интерьера, в котором широко применялась монументальная стенная живопись.
С конца VIII в. храмы стали строить повсюду, в любом населенном пункте, и они были рассчитаны на более широкие массы народа. Трактованные как жилища божества храмы по внешнему облику должны были вызывать ассоциации с народным жилищем, но интерьер продолжал оставаться недоступным для большинства людей. Поэтому основное внимание обращалось на внешнее оформление храмов, в котором пластические средства декора были более уместны, чем живопись. И по мере того, как все больше развивалось храмовое строительство и храм становился одним из главных средств распространения в народе религиозных догм индуизма, все больше привлекались пластические средства для обогащения и раскрытия идейнохудожественного образа храма.
Крупное храмовое строительство развернулось во многих районах Индии. Самобытные формы и своеобразные композиции выделяют храмы Ориссы, Гуджарата, Майсура, Раджпутаны, Бенгалии. В каждой из этих провинций к X в. окончательно сформировались самостоятельные архитектурные школы. В X в. храмовое зодчество, поглощавшее огромные средства, достигло небывалого размаха. Строительство храмов приняло государственный масштаб и находилось в руках феодалов и жрецов, хотя нередко храмы строили на средства купеческих и ремесленных объединений и частных лиц. При строительстве крупных храмов население обычно облагалось специальными налогами и привлекалось к трудовым повинностям.
Ранние формы несложного обряда сменил пышный и более изощренный религиозный ритуал. К его исполнению, сопровождавшемуся ежедневными дорогостоящими жертвоприношениями, привлекался бессчетный штат священников, музыкантов, танцовщиц. Содержать один такой храм со всем обслуживающим персоналом приходилось подчас десяткам тысяч деревень.
Часто феодалы проявляли большую щедрость, одаривая храмы деревнями. Согласно надписи IX в. один князь Декана роздал храмам 1400 сел на «вечное» пользование. Разбогатевшие на торговле купцы одаривали храмы с неменьшей щедростью. В храм стекались несметные сокровища, во много раз превосходившие богатства феодала.
Архитектура и искусство в эту пору были призваны отразить могущество и богатство правящих классов, а таюйе их мировоззрение. Объемно-пространственные композиции храмов становились более сложными, планы — вычурными, декор — пышным.
Все больше выявлялась ведущая роль монументальной архитектуры, все чаще привлекалась в качестве идейно-художественных средств не монументальная живопись, а скульптура. В целом изобразительное искусство и в этот период мельчает по содержанию и формам, хотя по мастерству становится более виртуозным. Храмовая скульптура приобретает мелкий и декоративно-прикладной характер, и не случайно с этого времени развиваются миниатюрная живопись и мелкая бронзовая пластика.
С этих пор отпала необходимость в сооружениях с большим внутренним пространством, и поэтому не случайно исчезновение типа своеобразной базилики — чайтья. Доминирующими становятся сооружения башенных храмов с необыкновенной толщей стен, богато декорированных снаружи.