Архитектура Индии V—XIII вв. Культовое зодчество. Бхубанешвар Храм Парасурамешвара, Храм Муктешвара, Храм Лингараджи. Конарак Храм Шурья - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Индии V—XIII вв. Культовое зодчество. Бхубанешвар Храм Парасурамешвара, Храм Муктешвара, Храм Лингараджи. Конарак Храм Шурья

Архитектура Индии > Архитектура Индии V-XIII вв.
    К лучшим ранним образцам орисской храмовой архитектуры принадлежат храм Парасурамешвара (длина 14,4 м, высота 13,2 м) и храм Муктешвара, построенный около 975 г. (высота 11 м). Оба храма состоят из примыкающих друг к другу деула и джагамохана. Продолговатый в плане джагамохан в храме Парасурамешвара с довольно плоским покрытием ассоциируется с обычной жилой или хозяйственной постройкой. Вход на территорию храма Муктешвара оформляет арка — торана.
Бхубанешвар
Бхубанешвар
1 — храм Парасурамешвара, около 700 г. (фасад и план); 2 — храм Муктешвара, около 900 г. (общий вид, план и боковой фасад)
    Раннему храму Вайталу Деулу придает своеобразие двухъярусный башенный верх с остроконечным сводом, увенчанным по коньку вазоподобными шпилями, имеющий сходство с верхом надвратной башни — гопурам.
    Классический памятник Ориссы — храм Лингараджи — одно из лучших произведений средневековья. Поразительный по красоте архитектурных и пластических форм и гармонии пропорций, храм был воздвигнут около 1000 г. в Бхубанешваре. Храм стоит внутри довольно просторного двора (размер 157,5х140,8 м, в котором находятся еще 65 святилищ, построенных в разное время частными лицами. Храм Лингараджи первоначально состоял из двух зданий: деула и джагамохана. Бхогмандир и натмандир были пристроены позднее. Однако композиция всего комплекса производит впечатление единого гармоничного архитектурного целого. Величественный и монументальный храм высотой около 55 м доминирует над всем окружающим пространством. Венцом творения орисских зодчих считается его шикхара (высота 38,45 м). Полая шикхара внутри имеет лестницу доверху.
Бхубанешвар. Храм Лингараджи, около 1000 г.
Бхубанешвар. Храм Лингараджи, около 1000 г.
1 — общий вид;
Бхубанешвар. Храм Лингараджи, около 1000 г.
Бхубанешвар. Храм Лингараджи, около 1000 г.
2 — план и продольный разрез; 3 — шикхара; план и разрез
    Храм посвящен Шиве, и внутри святилища, как обычно, помещено его символическое изображение в форме лингама. Толщина стен святилища 2,1 м. В рельефах, покрывающих наружные стены храма Лингараджи (так же, как и в других храмах Ориссы), большое место занимают фигуры небесных красавиц «апсар», фантастических существ, и изображения эротического характера, выполненные с большим мастерством.
    Несколько другой облик храму Раджарани (1100—1250 гг.) придали круглые в плане святилище и шикхара, похожая на шикхару храмов в Кхаджурахо.
Бхубанешвар. Храм Лингараджи
Бхубанешвар. Храм Лингараджи. Фрагмент шикхары (башенного верха). Рельеф на наружных стенах святилища. Леогарх
    Большую известность получил храм Джаганнатха в Пури (Пурушоттам), состоящий из четырех объемов: деула, джагамохана, бхогмандира и натмандира. Храм был задуман как памятник в честь победы, одержанной правителем Калинга над вторгшимися мусульманскими захватчиками. Высота храма 58,13 м. Построенный в 1118 г. натмандир со стоящими внутри 16 столбами представляет единственный пример гипостильного зала в орисской архитектуре.
    Выдающимся сооружением эпохи явился орисский храм Шурья (бога Солнца) в Конараке (1234—1264 гг.), завершивший храмовое зодчество на севере Индии (храм за темно-серый цвет камня прозвали «Черной пагодой»). По грандиозности и необычности замысла храм превосходит все остальные орисские храмы. Храм был задуман как единый ансамбль, в который входили: здание джагамохана в виде мифической колесницы бога Шурья, запряженной семью конями, деул, натмандир и отдельно стоящие статуи слона и коней.
Конарак. Храм Шурья, XIII в.
Конарак. Храм Шурья, XIII в. Общий вид джагамохана. План храма. Статуя барабанщицы на уступах крыши джагамохана (зала молящихся)
    Строительство продолжалось 16 лет, но полностью замысел этого уникального произведения осуществить не удалось.
    По традиции храм должны были воздвигнуть на берегу реки. Обнаруженные при раскопках забитые на глубину 1,2— 1,5 м сваи фундамента свидетельствуют о том, что храм стоял на самом краю берега и, видимо, при осадке не выдержавшего нагрузки фундамента строительство было приостановлено. Предназначенные для верха храма большие каменные блоки, уже подвергнутые скульптурной обработке, не были водружены на место и остались лежать на земле.
    Храмовые сооружения заключены в стены внутреннего двора (размером 259,5х162 м) с входами с трех сторон. Теперь на территории двора возвышается уцелевшее здание джагамохана, в руинах лежат здание святилища — деула с примыкающими тремя целлами, свободно стоящие столбы-светильники, скульптурные группы и несколько маленьких храмиков.
    Главное здание святилища имело высоту 67,5 м. Его верхнее покрытие — шикхара держалось на металлических балках длиной 11,6 м, толщиной от 17,5 до 27,5 см, весом около 90 т. В центре балка утолщена на 2,5—5 см. Балки образовали жесткую каркасную раму, на которой держался каменный верх. Балки не отливались, а ковались в кузнице вручную. Снаружи на уступ шикхары была поднята на высоту 30 м (по другим источникам 51 м) огромная монолитная каменная статуя льва. Шикхару храма завершал монолитный диск калаша высотой 7,6 м.
    Храм построен из латерита, дверные обрамления, скульптуры в наиболее ответственных местах — из хлорита, доставлявшегося по реке Чандрабгаха за 240 км из Нилджира. Ряды кладки латеритовых блоков притерты насухо, без цементирующего вещества.
    Для того чтобы поднять крупные каменные блоки на большую высоту, создавались земляные насыпи. Для обработки интерьера и верхнего покрытия храм засыпался внутри песком до верха. Постепенно, по мере того, как заканчивались работы, песок вынимали через дверные проемы. Ложный свод потолка был создан путем постепенного напуска горизонтальных рядов кладки. Для укрепления свода по сторонам квадрата были уложены четыре каменные балки, опирающиеся на четыре внутренних столба. Эти балки в свою очередь поддерживались снизу железной рамой.
    Такой же метод возведения храмов встречается в других сооружениях Ориссы.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому