Архитектура Индии V—XIII вв. Культовое зодчество. Кхаджурахо Храмы. Храм Лакшмана, Храм Кандарья Махадео - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Индии V—XIII вв. Культовое зодчество. Кхаджурахо Храмы. Храм Лакшмана, Храм Кандарья Махадео

Архитектура Индии > Архитектура Индии V-XIII вв.
    В отличие от мрачных и суровых внутри храмов Ориссы в храмах Кхаджурахо, в изобилии покрытых внутри тонким и изящным пластическим декором, стояли статуи, украшенные золотом и драгоценными камнями. Проникающий через балконы и проемы свет постоянно создает живую игру контрастирующих освещенных и затененных поверхностей стен, колонн, статуй, орнаментального узора.
    Из всех внутренних помещений наиболее просторным в индийских храмах является зал-мантапам, обычно квадратный в плане (в храмах Кхаджурахо сторона квадрата равнялась в среднем 8 м). Для перекрытия такого пролета без применения сводчатых или купольных конструкций потребовалась установка столбов в качестве дополнительной опоры.
    Внутри мантапам в храмах Кхаджурахо (Кандарья Махадео, Вишванатха и других) стоят четыре каменные двухъярусные колонны с консолями большого выноса. На колонны уложены четыре архитравные балки, а сверх них — сдвинутый относительно первого ряда по диагонали второй ряд балок, поддерживающий потолок с вогнутым резным плафоном, в центре которого свисает вычурная резная каменная подвеска. Эта конструктивная система, выполненная в камне, ассоциируется с деревянной, и не исключено, что она и происходит от последней.
    Вкомпонованные в капители и основание колонн скульптурные фигуры изваяны из целого куска камня. Они крепятся в соответствующем месте при помощи шипа, вставленного в отверстие и залитого раствором. В мантапам храма Вишванатха в верхней части столбов между фантастическими чудовищами, художник поместил изящные статуэтки (высотой не более 50 см) грациозно изогнувшихся небесных красавиц-апсар.
    Мантапам представляет именно ту часть храма, которая обычно во всех индийских средневековых храмах (за исключением орисских) покрывается внутри в изобилии самым богатым пластическим декором. В интерьере храмов Кхаджурахо особенно много скульптуры: на колоннах, консолях, потолке. Особо тщательно обработан потолок с плафоном замысловатого геометрического рисунка в виде пересекающихся кругов. Каждый потолочный камень обрабатывался в отдельности в соответствии с общим рисунком.
    Для наиболее сложной и утонченной по деталировке части сооружения избрано самое неосвещенное и недостуцное для обозрения место. Так было принято в Индии с давних пор. Художественной обработке подвергаются поверхности храма не столько для обозрения молящихся, сколько для всевышнего, способного «увидеть» красоту в любом месте.
    В храмах Кхаджурахо, так же как и в других индийских храмах, резьба обильно покрывает обрамления всех входных проемов, особенно портала входа в святилище. Архитектурные профили чередуются с декоративными панелями. В декоре встречаются традиционные изображения спаренных фигур животных, птиц и людей, приносящих по распространенному в народе поверью счастье.
    В целом пластическое убранство интерьеров храма Кхаджурахо плохо согласуется с архитектоникой сооружения (с масштабом архитектурных деталей). Нередко интерьеры производят впечатление нагромождения разнохарактерных форм. Отдельные композиции, возможно, создавались независимо друг от друга разными мастерами.
    Скульптура храмов Кхаджурахо, приближаясь по характеру к орисской, обладает своей спецификой. Для нее характерны утонченность художественных образов, особый композиционный строй, необычные позы фигур, насыщенность эротическими мотивами.
Кхаджурахо. Храм Лакшмана, X в. 1 — рельеф на наружных стенах, апсара;
Кхаджурахо. Храм Лакшмана, X в. 1 — рельеф на наружных стенах, апсара;
Кхаджурахо. Храм Лакшмана, X в. 2 — рельеф в интерьере, апсара и леогриф
Кхаджурахо. Храм Лакшмана, X в. 2 — рельеф в интерьере, апсара и леогриф
    В целом в скульптуре отмечается общий характерный для эпохи отказ от крупных монументальных композиций, отражающих героическую тематику, и переход к измельченным формам; обнаруживается поворот от абстрактного и величественного к простому и обыденному. Хотя необходимая дань богам отдана, и здесь встречаются уже давно откристаллизовавшиеся иконографические образы богов, главным лейтмотивом звучит тема человека, его земных радостей.
    Художник понимает, что для такой темы неуместен большой масштаб, идеализированно обобщенная трактовка образов, привычная постановка фигуры в иконостас или нишу. Фигура человека максимально освобождена от громоздких одежд, головных уборов, ювелирных украшений, а если они и вводятся, то с явным намерением лишний раз подчеркнуть красоту и пластичность человеческих форм.
    Каждой фигуре или группе фигур отведено особое место, но рассмотреть и понять ее в отдельности, в отрыве от общего содержания невозможно. Обычно скульптура или символ главного божества, которому посвящен храм, помещается внутри святилища — в гарбхагрихе, а его рельефное изображение — на наружных стенах святилища. Все подчиненные ему персонажи, как, например, супруга Шивы — Парвати или их сын Ганеша с головой слона, или же аватары, т.е. образы животных, в которые перевоплощается бог Вишну, Шурья — бог солнца или Сарасвати — покровительница науки и искусства, бык Нанди (на спине которого обычно путешествует бог Шива), обезьяна Хануман — герой из эпического произведения Рамаяны изображаются в форме рельефов (реже статуи) на наружных стенах храма по всему периметру.
    В храме Кандарья Махадео насчитывается около 900 горельефных изображений. Из них 646 находятся снаружи храма, остальные — внутри. Главное место среди изображений занимают женские фигуры, небесные красавицы-апсары, нагини — богини змей. Рядом с ними нередко фигуры мифических львов-сардулов. В большом количестве изображены мужские и женские фигуры в любовных объятиях (мотив «Майтхуна»).
    С необычайной виртуозностью скульпторы и каменщики справлялись со сложными ракурсами, невероятно замысловатыми положениями, позами фигур, нередко зажатых между архитектурными формами, где-то на консолях, под карнизом или балансирующих на краю уступов крыш. Легкие и хрупкие фигуры то сливаются с вертикальной плоскостью стен, то выступают вперед, контрастируя с ней выпуклостью и упругостью форм.
Кхаджурахо. Храм Кандарья Махадео, около 1000 г. Фрагмент наружной стены святилища
Кхаджурахо. Храм Кандарья Махадео, около 1000 г. Фрагмент наружной стены святилища
    У всех героинь одинаково неправдоподобны утонченная до крайности талия, геометрически шарообразная форма груди, столпообразные ноги, сильно удлиненный размер глаз. А вместе с тем каждый образ индивидуален.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому