Архитектура Индии V—XIII вв. Градостроительство 2. Таксила, Паталипутра, Мамаллапурам (Махабалипурам)
Архитектура Индии > Архитектура Индии V-XIII вв.
Большинство городов, процветавших в период средневековья (до XIII в.), не сохранилось. Одной из причин гибели столичных городов был тот факт, что индийские правители предпочитали не селиться в унаследованных от предшественников резиденциях, а создавать новые.
Вокруг новой резиденции нередко возникал целый город, отвечавший новым вкусам и требованиям. От крупных городов, бывших известными научно-религиозными центрами на севере Индии, таких как Наланда, Сарнатх и др., сохранились лишь в руинах монастырские комплексы и храмы.
В наиболее сохранившемся виде дошел до нас г. Таксила (VI в. до н.э. — V в. н.э.), окруженный крепостными каменными стенами (толщиной около 6 м). В городской застройке Таксилы V в. доминировали крупные монастырские комплексы с культовыми сооружениями (ступы и чайтья), жилыми и хозяйственными постройками. В связи с постоянной угрозой внешних вторжений и участившихся в IV—V вв. крестьянских бунтов монастыри стали похожи больше на крепости со сторожевыми башнями и различного рода укреплениями.
В 460 г. Таксила была опустошена эфталитами, и дальнейшая ее судьба малоизвестна.
От Паталипутры, бывшей столицы Маурьев и Гуптов, сохранились остатки дворца и фортификаций. Паталипутра расположена в стратегически важном месте, у слияния рек Ганга и Сона. Глубокие рвы и мощные крепостные стены с сотнями дозорных вышек, с 64-мя выездными воротами и подъемными мостами окружали территорию почти прямоугольного в плане города размерами 14X1,5 км, вытянутого вдоль берега Ганга.
Город отличался хорошей планировкой, широкими улицами, на которых кроме жилых зданий располагались здания постоялого двора, игорного дома, зала собраний ремесленников и купцов, спортивные и зрелищные сооружения, крытые рынки и базары. Большинство зданий было из дерева, некоторые — из кирпича, но не было зданий, сложенных из камня. В центре города, среди парка с декоративными деревьями и искусственными прудами, возвышался царский деревянный дворец.
Из вновь созданных городов известен Мамаллапурам (современное название Махабалипурам), заложенный в VII в. Трудно вообразить на месте современной деревушки, где среди скал и песчаных дюн едва выделяются скальные сооружения и стройные башни Прибрежного храма, большой портовый город, служивший центром распространения индийской культуры в близлежащие страны Южной Азии.
Бесследно исчезли окружавшие город оборонные рвы и стены с укрепленными воротами, дозорными вышками, похожими на те, которые изображены в рельефах Санчи. Не осталось следов улиц, разделявших город на кварталы, в которых люди селились согласно своему социальному положению, сословно-кастовой принадлежности и своим профессиональным занятиям. Как все города, описываемые в древнеиндийских источниках, большой портовый город, каким был Мамаллапурам, должен был иметь крытые рынки, постоялые дворы, здания типа гостиниц и целые кварталы, заселенные портовыми рабочими, грузчиками, слугами и другими неимущими бесправными людьми, обслуживавшими представителей высших сословий.
Изображения городских построек в рельефах ограды ступ в Бхархуте, II в. до н.э. и в Санчи, I в. н.э.
1 — городские стены; 2 — стены города Кусинагара; 3 — план городских ворот; 4 — жилые постройки, перекрытые сводом; 5 — храмы
1 — городские стены; 2 — стены города Кусинагара; 3 — план городских ворот; 4 — жилые постройки, перекрытые сводом; 5 — храмы
От гражданских сооружений Мамаллапурама остались только каменный трон с изваянием льва — символа паллавской власти, потертые каменные ступени, обнаруженные на месте возвышавшейся над городом цитадели паллавских царей, да груды щебня и кирпича. О былом величии города свидетельствуют лишь замечательные храмовые комплексы.