Архитектура Индии V—XIII вв. Культовое зодчество. Майсурские храмы. Белур Храм Ченнакесава. Кундол Храм Самбхулинга. Танджур Большой Храм
Архитектура Индии > Архитектура Индии V-XIII вв.
По изобилию пластического убранства интерьеров и наружных стен майсурские храмы приближаются к храмам Гуджарата и Кхаджурахо. Характерными для Майсура являются лишь поразительные по разнообразию форм и тонкости сложной профилировки стоящие внутри колонны. Сложность профилировки и чеканность деталей могли быть достигнуты только в результате механической обработки монолитных блоков на специальном токарном ручном станке.
Белур. Храм Ченнакесава, XII в. Интерьер. Консоль с фигурой апсары в интерьере храма
Тонкости исполнения скульптурных работ (напоминающих чеканные работы по золоту и серебру) в майсурских храмах немало способствовали особые качества строительного материала «мыльного камня» или «черной роговой обманки». Камень роговой обманки обладает необычным качеством: будучи мягким при добыче из каменоломни, он постепенно затвердевает от пребывания на открытом воздухе и не поддается в дальнейшем выветриванию.
Филигранность скульптурных работ в храмах свидетельствует о тесной связи, которая издавна существовала в Майсуре между высокоразвитым прикладным искусством и архитектурой. Нередко и в наши дни ювелиры в своих работах копируют образцы архитектурных орнаментов и скульптурных изображений, иногда снимая с них даже слепки, но нужно признать, что по качеству и тонкости исполнения современные ювелиры уступают средневековым каменщикам, мастерство которых создало целый ряд легенд о божественном происхождении храмов.
Кундол. Храм Самбхулинга, XII в. Карниз
Майсурская скульптура имеет свой отличительный характер. Фигурам и всей композиции свойственна некоторая тяжеловесность и даже статичность, как бы сдерживающая внутреннее движение фигур, отягощенных громоздкими головными уборами, многочисленными ювелирными украшениями и тонко орнаментированной одеждой.
Утонченность деталировки, характерная для миниатюр, делает майсурскую скульптуру в камне чрезмерно декоративной, да и весь пластический декор храмов вместе с изображениями богов, людей и животных похож на тонкую дорогую ткань, плотно облегающую архитектурные формы. Сквозь этот тонкий скульптурный убор отчетливо читаются архитектурные членения, профили, детали, несущая и венчающая части, т.е. цокольная часть стены и карниза.
На крайнем юге Коромандельского побережья господствовало могущественное государство Чола. В нем царили строгий иерархический порядок и жесткая кастовая система. Юг становился оплотом ортодоксального индуизма.
Олицетворением военной мощи и централизованной власти государства Чола на рубеже X—XI вв. были два величественных сооружения: храм Брихадешвара в Танджуре и храм в Гангаикондачолапураме. Монументальность художественного образа более ярко выражена в храме Брихадешвара в Танджуре, похожем на триумфальный памятник. Храм высотой около 60 м — самое крупное сооружение эпохи.
Определившаяся при Паллавах в VIII в. храмовая композиция здесь получила дальнейшее свое логическое завершение. Доминирующим в комплексе объемом так же, как и раньше, служит святилище с поднимающейся над ним высокой пирамидальной башней-шикхарой, царящей над городом. Монументальность памятника подчеркнута крупной профилировкой мощного цоколя, сдержанностью и тектоничностью пластического декора. Благодаря членениям глухих стен на ярусы, храм не подавляет своими размерами и формами.
Танджурский храм с ярусным членением имеет сходство с многоэтажными постройками в виде ступенчатой пирамиды с уменьшающимися кверху этажами, которые рекомендуются в трактате «Манасара» при возведении дворцов и храмов. Причем во дворцах этажи реальные, а в храмах — декоративные.
Между прочим, танджурский храм Брихадешвара имеет большое сходство с сохранившимся в городе многоэтажным пирамидальным дворцовым зданием XVI в. В пластической обработке внешней поверхности храма господствуют архитектурные мотивы, т.е. раскрепованные пилястры, карнизы в форме четвертного вала, опоясывающие здание поэтажно, ниши со скульптурами божеств.
Торжественному и несколько суровому облику храма соответствует строгий характер скульптуры. По сторонам входа изображены фигуры стражников — дварапал в воинственной позе с поднятой саблей в руках.
Танджур. Фрагмент наружной стены Большого храма, 1010 г, с изображениями дварапал
Внутри храма в Танджуре имеются стенные росписи с изображениями божеств и обольстительных апсар. Храм стоит во дворе, окруженном изнутри низкой колоннадой. Путь к святилищу преграждает огромная статуя священного быка Нанди в специально воздвигнутом для нее павильоне. К этому двору примыкает второй двор. В центре его по одной оси с храмом расположены входные ворота, над которыми возвышаются башни-гопурам, продолговатые в плане, с многоэтажной пирамидальной надстройкой, завершенной килевидным сводом.
В Танджурском храмовом комплексе впервые появляется огромный зал для молящихся (размерами в плане 52,5х29 м), с расположенными внутри 150 колоннами поддерживающими плоское перекрытие.
Храм в Гангаикондачолапураме, построенный в 1025 г., более приземист (высота около 46 м) и пластичен. Здесь впервые была воздвигнута шикхара гиперболического очертания. Такой абрис повторяли в поздних надвратных башнях-гопурам.
В принципе гопурам не меняются до конца XVII в., лишь увеличиваются их масштабы и обогащается пластический декор. Каменная двухэтажная часть служит основанием кирпичной пирамиды, сплошь покрытой скульптурой, изображающей необозримый пантеон индусских богов и их бесчисленных перевоплощений. Скульптура чаще всего выполнялась из ярко раскрашенной терракоты или цветной поливной керамики.
V—XIII века были периодом активного храмового строительства, оставившего выдающиеся памятники архитектуры и пластического мастерства.