Архитектура Индии V—XIII вв. Гражданское строительство. Росписи Аджанты, Айхоли храм Ладкхана
Архитектура Индии > Архитектура Индии V-XIII вв.
О различных видах общественных и жилых зданий — крепостях, дворцах, больницах, складах, зрелищных сооружениях и др. — упоминается в древних эпосах «Рамаяна», «Махабхарата» и других более поздних литературных произведениях. Многие страницы отводятся описанию великолепных дворцов с сотнями комнат (большинство из которых было покрыто стенной росписью), с картинными галереями, многоэтажных домов с своеобразными куполами и сводами, увенчанными остроконечными позолоченными шпилями.
Единственный дошедший до нас от этого периода деревянный дворец Ашоки в Паталипутре лежит в настоящее время в руинах. По словам Фа-Сяня (V в.), простоявший уже более 600 лет дворец не утратил своего великолепия. Это было грандиозное сооружение с многоколонными залами, в которых поражали искусно выполненная мозаика и изящная резьба. Во внутреннем убранстве дворца большую роль играли ткани, слоновая кость, ширмы и паланкины.
О расположении помещений жилого дома можно почерпнуть сведения в древнеиндийских текстах шилпашастра, в которых отмечается большое значение внутреннего двора в планировке дома. В условиях жаркого климата люди проводят . большую часть своего времени под открытым небом, и внутренний двор заменяет столовую, гостиную, кухню.
В большом жилом доме или дворцовой резиденции внутренних дворов несколько: парадные, хозяйственные, отдельно для мужской и женской половины.
Жилые помещения рекомендуется защищать от зноя, располагая их проемами на северо-восток и окружая зеленью. Этими же соображениями объясняется широкое применение в индийских домах глубоких лоджий, навесов, галерей и сильно нависающих карнизов, отбрасывающих глубокую тень.
О гражданских сооружениях и применении цвета и росписей в них говорят фрагменты с изображениями построек, сохранившиеся в скальных сооружениях монастырского комплекса Аджанты. Этот замечательный ансамбль, расположенный в излучине реки Вагхора в горах Декана, создавался буддийскими монахами на протяжении столетий.
Особую ценность представляют хорошо сохранившиеся фрагменты росписей в залах-вихарах № 1, 2, 16, 17 (здесь приводится нумерация, общепринятая для скальных сооружений Аджанты и Эллоры), сооруженных между V—VII вв. по заказу чалукийских государей.
Среди множества изображенных в росписях разнохарактерных, удивительно красочных построек встречаются величественные многоэтажные дворцовые здания с просторными внутренними помещениями многоколонных залов, окруженные террасами, лоджиями и галереями, а также отдельно стоящие павильоны, галереи и беседки.
В росписях зала № 2 изображены четырехэтажные многоколонные дворцовые залы, в которых высота и форма колонн поэтажно варьируются. Более массивные, круглые в сечении колонны расположены в нижних этажах, а на этаже, где находится трон раджи, колонны очень тонкие и высокие, похожие на бамбуковые стойки. Низкая колоннада из круглых стоек завершает верх здания.
Изображения построек в росписях Аджанты, I в. до н.э. — VII в. н.э.
1 — интерьер верхних этажей дворца; 2 — павильон с двухъярусной крышей; 3 — четырехстолпный павильон; 4 — двухэтажное здание с хозяйственными постройками; 5 — круглая беседка с воротами-гопурам; 6 — павильон типа мантапам с плоским перекрытием; 7 — павильон с двускатной крышей
1 — интерьер верхних этажей дворца; 2 — павильон с двухъярусной крышей; 3 — четырехстолпный павильон; 4 — двухэтажное здание с хозяйственными постройками; 5 — круглая беседка с воротами-гопурам; 6 — павильон типа мантапам с плоским перекрытием; 7 — павильон с двускатной крышей
Айхоли, храм Ладкхана, V в. Фасад, разрез и план
В росписях Аджанты изображен также квадратный в плане павильон с четырьмя колоннами, поддерживающими двойное перекрытие, напоминающий храм в Айхоли, V в. По мнению исследователей индийской архитектуры, служители брахманского культа превратили городской или сельский совет старейшин «сантхагара» в храм или же построили его по такому образцу. О сантхагаре известно главным образом из древнеиндийских описаний. Это был открытый павильон, приподнятый над землей, с высоким цоколем. Павильон был огражден балюстрадой. Его плоская или четырехскатная крыша поддерживалась столбами. В центре павильона находилось председательское место, вокруг которого размещались каменные либо деревянные скамьи.
Колонны, изображенные на стенописях в Аджанте, по своей высоте и интерколумнию (доходящему до десяти и больше диаметров колонн) дают основание предполагать, что они были деревянными.
В росписях Аджанты V—VII вв. капители из двух круглых сплющенных подушек колоколообразной чаши, обращенной расширенной частью кверху, и покоящейся на ней четырехсторонней консоли предвосхищают формы каменных капителей.
Судя по уцелевшим фрагментам росписей Аджанты и древнеиндийским текстам, цвет и росписи широко применялись как в культовой, так и в гражданской архитектуре. Как правило, здания снаружи белили. Деревянные колонны, карнизы и другие архитектурные детали раскрашивали в яркие голубые, желтые цвета и цвета киновари. Излюбленным был цвет терракоты. Особенно красочными были интерьеры. Стены и потолки покрывались не только орнаментальными цветными узорами, но и изображениями, взятыми из жизни. В стенной живописи богатство фантазии прекрасно сочеталось с большой наблюдательностью. Поэтому созданные живописные образы поражают своей убедительностью и правдивостью.
Индийская стенная живопись, судя по стенописям Аджанты, в отличие от фресок написана по сухой штукатурке. Предварительно поверхность стен смазывалась на ночь слабым известковым раствором, затем покрывалась составом, содержащим клей, коровий помет, тонкоизмолотую рисовую солому; сверх него накладывался тончайший слой (толщиной в яичную скорлупу) штукатурки, которую тщательно полировали. Художники работали в полутемном помещении при отраженном свете специально установленных металлических зеркал.
Скульптура покрывалась также тончайшим слоем штукатурки и раскрашивалась. Краски употреблялись минеральные. Редкие уцелевшие гражданские сооружения не дают нам полного представления об этой важной области архитектуры.
Мало что известно и о строительстве мостов. Мосты, как правило, сооружались временные, из бамбука и дерева, на летнее время, когда пересыхали реки, а во время разливов переправлялись на паромах и лодках. Известны лишь уцелевшие два каменных моста XI в. в штате Ориссы — Гентулембулский мост в Джайпуре и мост в Атхаранале в 4 км от г. Пури. Оба моста построены типичным индусским способом с применением системы ярусных кронштейнов, без арок и сводов.