Архитектура Индии V—XIII вв. Культовое зодчество - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Индии V—XIII вв. Культовое зодчество

Архитектура Индии > Архитектура Индии V-XIII вв.
    Культовое зодчество. Крупные монументальные сооружения общественного назначения (в эпоху средневековья это были главным образом храмы) возникали, как правило, в периоды расцвета отдельных государств на средства господствовавших светских и духовных феодалов. В Индии с распадом могущественной империи Гуптов (V—VI вв.) образовался ряд соперничавших друг с другом феодальных государств. В VI—VIII вв. центр экономической и культурной жизни Индии переместился с севера в Декан, где выделились два крупнейших государства: династии Паллавов (столица Канчипурам) и династии Чалукьев и сменивших затем их Раштракутов. Разные природно-климатические условия наложили отпечаток на характер социально-экономического и культурного развития этих государств, а также и на их архитектуру.
    Гористые районы северного Декана, с реками, малопригодными для искусственного орошения, не способствовали развитию земледелия. Поэтому Чалукийское государство выросло за счет развития ремесла и торговли. Большую силу в нем представляло буддийское монашество, поддерживаемое крупными торговцами и ремесленниками. Поэтому сооружение буддийских монастырей и было основным видом строительства и продолжалось с III до VII в. н.э.
    В Паллавском же государстве основу хозяйства составляло земледелие. Большое внимание уделялось гидротехническим сооружениям.
    В VII в. паллавские правители развернули большую строительную деятельность. Был заложен новый портовый город Мамаллапурам с возвышающейся на скале цитаделью и дворцовыми постройками. Были сооружены большое искусственное озеро около реки Палар и канал, соединивший столицу Канчипурам с Мамаллапурамом. Теперь в столицу могли заходить суда, прибывавшие из далеких стран — Китая, Японии, Римской империи и Византии.
    В Мамаллапураме, бывшем не только крупным портом, но и хорошим своего рода морским «курортом», находят следы обширной водной системы из каналов и бассейнов.
    В Паллавском государстве господствующей религией был брахманизм, который не ужился с буддизмом. В Канчипураме (во II в. до н.э. — буддийский центр южной Индии) не осталось и следа от многочисленных буддийских построек, уничтоженных в основном в VI в. при Махендравармане I, возмущавшемся тем, что в его государстве слишком много монахов и монахинь, ведущих паразитический образ жизни и ставших тяжелым бременем для государства. Основные средства, отпускавшиеся Паллавами на культовое строительство, поглощали брахманские храмы.
    В VIII в., одержав военную победу над Паллавами, возвысилось сильно разбогатевшее на заморской торговле Чалукийское государство, возглавляемое теперь династией Раштракутов. По своему могуществу и роскоши двора Раштракуты могли соперничать с процветавшим в Малой Азии Арабским Халифатом. Свидетельством богатства Раштракутсткого государства могут служить лишь величественные сооружения храмов, высеченных в скалах Эллоры.
    По уцелевшим памятникам монументального зодчества, сосредоточенным на территории Декана, можно проследить постепенный отход от старых видов и методов строительства к новым. Еще в течение более четырех столетий продолжало развиваться так называемое «пещерное» или «скальное» зодчество в горах Декана (в Аджанте, Эллоре), на крайнем юге (в Мамаллапураме и других местах), а также в районах Ориссы, Мадхья Прадеш.
    Одновременно со «скальным» подземным зодчеством начинает развиваться каменная наземная архитектура. Из трудоемкого в обработке камня создавались лишь культовые здания.
    В ранний средневековый период сооружаются буддийские, брахманские и джайнские храмы. Со временем буддийские храмы вытесняются. Нередко стоящие по соседству друг с другом сооружения различных культов почти неотличимы по плану расположения помещений и архитектурным формам.
    Различие этих храмов состоит только в том, что в буддийском храме стоит статуя Будды, в целлах джайнского храма — скульптуры 24 джайнских святых, в брахманском храме — символические изображения богов Шивы (символ лингам), Вишну и др.
    Буддисты перестали создавать культовые постройки, подобные прежним ступам (чайтья, вихара), и перешли к новым формам средневекового храма, ядро которого составляет святилище со статуей божества.
    Почти прекратилось строительство ступ в Декане. Даже немногочисленные ступы, сооруженные севернее Декана, строились не в традиционной форме полусферы. Так, например, ступе в Сарнатхе VII в. придали цилиндрическую форму. Основание было выполнено из камня, верх из кирпича с декоративной резьбой по терракоте. В нишах ступы были установлены статуи Будды (в древности не было принято изображать Будду в скульптуре или живописи, ограничивались лишь символами).
    Ступа в Мирпуре (Синдх) имеет три целлы со статуями Будды. Подобные буддийские сооружения, совмещающие функции ступы и храма, получили широкое распространение в Бирме.
    После VII в. ступы в Индии больше не строились. Они получили распространение в странах Дальнего Востока, где с этого времени утвердилась буддийская религия.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому