Архитектура Индии V—XIII вв. Культовое зодчество. Санчи Храм. Тер Храм типа чайтья. Айхоли Храм Дурга. Аджанта Комплекс буддийских монастырей - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Индии V—XIII вв. Культовое зодчество. Санчи Храм. Тер Храм типа чайтья. Айхоли Храм Дурга. Аджанта Комплекс буддийских монастырей

Архитектура Индии > Архитектура Индии V-XIII вв.
    Наиболее ранними из сохранившихся храмов нового типа из тесаного камня являются храмы V в. в городах Санчи, Удайгири, Тигаве, Еране, расположенных на большом торговом пути, соединявшем Паталипутру и другие города восточного побережья с западным портом Бхригукачха. Все храмы представляют собой здание в форме куба с плоским перекрытием и четырехстолпным портиком. Гладкие наружные стены завершены карнизом в виде четвертного вала.
    Буддийский храм № 17 в Санчи (здесь приводится общепринятая нумерация памятников Санчи) стоит в окружении многих маленьких и больших ступ внутри монастырского комплекса, созданного между III в. до н.э. и XII в. н.э.
    Брахманский храм в Тигаве отличается от храма в Санчи формой капителей входных портиков. В храме Санчи капитель, имеющая вид опрокинутого вниз колокола, на котором покоятся абака и скульптурная группа, повторяет форму капителей пещерных сооружений и мемориальных столбов эпохи Ашоки (III в. до н.э.), отражающих влияние персидской архитектуры. Капитель храма в Тигаве, очевидно, имела деревянный прототип в форме вазы с вьющимися растениями. Этот мотив получит дальнейшее развитие в средневековом монументальном зодчестве.
    Древние типы культовых построек чайтья и вихара, тесно связанные с народным зодчеством, оказались наиболее живучими. Сохраняя свои прежние формы, чайтья и вихара в новых условиях изменились в функциональном отношении. Вихара, бывшая монастырем, используется теперь как храм, а чайтья, служившая буддийским храмом, становится брахманским храмом.
Санчи. Храм N 17, V в. и план монастырского комплекса III в. до н.э. — XII в. н.э.
Санчи. Храм N 17, V в. и план монастырского комплекса III в. до н.э. — XII в. н.э. (цифрами на плане обозначены памятники, нумерованные Археологическим департаментом Индии)
1—3 древние ступы; 17 — храм, V в.; 18 — храм-чайтья; 45 — монастырское общежитие
Тер (древний Тагора). Храм типа чайтья, V в.;
Тер (древний Тагора). Храм типа чайтья, V в.; восточный фасад, боковой фасад и план
1 — святилище; 2 — мантапам
    Буддийская чайтья — это храм-молельня, в котором молящиеся совершают обряд поклонения ступе. Наземных чайтья уцелело немного: в Санчи сохранились два храма № 40 и 18, сооруженные в VII в. из камня на месте ранее стоявших деревянных храмов. Эти храмы повторяют старые формы, т.е. представляют собой продолговатую в плане форму с апсидальным закруглением и сводчатым перекрытием. В Тере (древний Тагора, север Декана) сохранились два храма, построенные в IV—V вв. из кирпича, а в Чезарле — храм Капотешвара. Это были буддийские храмы типа чайтья. Позднее они были приспособлены для брахманского культа. В храмах Тера имеются поздние пристройки (VI—VII вв.) залов для молящихся — мантапам с плоским перекрытием. Храмы небольшие, длина их около 9 м.
    В храмах Тера сохранились остатки деревянных балок перекрытия и красивых резных дверных порталов со скульптурным фризом, декоративная резьба по кирпичу. Сводчатый потолок сооружен постепенным напуском горизонтальных рядов кирпичной кладки; на наружных стенах со следами штукатурки выведены тонкие пилястры, похожие на деревянные стойки каркаса (размеры кирпича в Тере 42,5х22,5х7,5 и 23,7х26,6х7,5 см). Отдельные кирпичи длиной более 60 см перекрывают окна и двери (обычно для этих целей употреблялись деревянные или каменные балки). В рядах кладки на илистом растворе соблюдены перевязка швов и чередование тычков и ложков. Массивный карниз в форме четвертного вала опоясывает все здание.
    Храм в Чезарле в отличие от других имеет арочные оконные проемы и плоский более поздний потолок, закрывающий сводчатую конструкцию.
    Единственно уцелевшая наземная чайтья из тесаного камня — это храм Дурги V в. в Айхоли.
Айхоли. Храм Дурги, V в. Общий вид. План
Айхоли. Храм Дурги, V в. Общий вид. План
    Новый тип храма создавался не только в наземной архитектуре, но и в скальной. В Аджанте скальное строительство возобновилось в начале V в. после трехсотлетнего перерыва и прекратилось в 642 г. после поражения, нанесенного Чалукийскому государству соперничавшим с ним государством Паллавов. В Аджанте строительство велось крупными разбогатевшими на торговле буддийскими общинами, пользовавшимися государственной поддержкой.
    Несмотря на то что одни из последних буддийских храмов типа чайтья (сооружения № 19 и 26) сохранили многие традиционные черты: внутренний двор, открытый вестибюль, продолговатый трехнефный зал с апсидой, в которой установлена ступа со статуей Будды, большой оконный проем подковообразной формы, в них заметны некоторые изменения. Так, например, свободно стоящие колонны перед вестибюлем, придававшие ранним чайтья величие, в храмах Аджанты отсутствуют. Здесь также нет столь характерной для ранних чайтья стены, отделяющей вестибюль от наружного пространства.
Аджанта. Комплекс высеченных в скалах буддийских монастырей, II в. до н.э. — II в. н.э., а также V—VII вв.
Аджанта. Комплекс высеченных в скалах буддийских монастырей, II в. до н.э. — II в. н.э., а также V—VII вв.
1 — план комплекса; 2 — чайтья № 26, VII в. Вход (цифрами на плане обозначены памятники, нумерованные Археологическим департаментом Индии)
Аджанта. Комплекс высеченных в скалах буддийских монастырей, II в. до н.э. — II в. н.э., а также V—VII вв.
Аджанта. Комплекс высеченных в скалах буддийских монастырей, II в. до н.э. — II в. н.э., а также V—VII вв.
    Перед зрителями сразу раскрываются сплошь покрытые рельефами, похожие на огромный иконостас стены своеобразного вестибюля без перекрытия. Боковые стороны расчленены по высоте на три этажа и нижнюю массивную цокольную часть. Фронтальная сторона прорезана огромным проемом так называемого солнечного окна «чайтья», придающего специфический облик фасаду храма-чайтья. Очертание арочного проема в чайтья Аджанты стало более округлым. Внизу, под оконным проемом, расположены три входных проема. Центральный вход с пандусом предназначен для священнослужителя. Подход к боковым проемам имеет небольшое углубление, в котором постоянно находится вода для омовения ног.
    Солнечный свет довольно глубоко проникает сквозь проем чайтья. Внутри помещения почти прижатые к стене стоят массивные столбы, образуя узкие проходы для совершения церемонии обхода ступы. По столбам уложен архитрав, на который опирается свод.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому