Архитектура Индии V—XIII вв. Градостроительство. Регламентация по классовому, сословному и профессиональному принципам
Архитектура Индии > Архитектура Индии V-XIII вв.
Индия в V—XIII вв. не представляла собой единого государства. На ее обширной территории в разное время возникало, гибло и вновь возникало множество различных государств. Образовавшаяся еще в IV в. в бассейне Ганга империя Гуптов была последним крупным рабовладельческим государством, в недрах которого уже развивались элементы феодализма. В пору своего расцвета в V в. (при Чандра Гупте II, 375—413) гуптовская держава простиралась от Гималаев до Виндхийского горного хребта и являлась одним из крупнейших и влиятельнейших государств не только в Индии, но и на Востоке.
Индийские торговые колонии прочно обосновались в эту эпоху на Суматре, Яве, Бали. О сильном влиянии Индии на культуру нынешних стран Камбоджи, Таиланда, Индонезии свидетельствуют сохранившиеся памятники. Государство Гуптов поддерживало оживленные связи со странами Запада, а также Китаем, Ираном, Средней Азией. Из крупнейшего города Паталипутры, столицы Гуптов, отправлялись купеческие караваны по трем торговым путям.
В Иран и Среднюю Азию дорога шла через известные города Матхуру и Таксилу. На пути, соединявшем Паталипутру с важным западным портом Бхригукачха (на побережье Аравийского моря), стояли древние города Уджаяни, Бхархут, Санчи, Удайгири и Деогарх, сохранившие памятники того времени. Вблизи от этого торгового пути буддисты избрали места для своих монастырей (Аджанта, Карли и другие.) По Гангу из Паталипутры и Варанаси (Бенарес) направлялись суда через восточный порт Тамралипти (Тамлук) на Цейлон, в Египет, Византию, Рим.
В Наланде — крупнейшем научно-религиозном центре, своего рода университете, в V и VII вв. занималось по нескольку тысяч студентов, среди которых было много приезжих из Китая, Японии и других стран. V век ознаменовался величайшими достижениями в области математики, астрономии, медицины. К чудесам техники этого времени можно отнести железную колонну в Дели высотой более 7 м, на которой до сих пор не обнаружено следов ржавчины, а также огромную двухметровую статую Будды из Султанганджа, отлитую из бронзы и меди. На высоком уровне стояли ткацкое и красильное производство, кораблестроение. Большого совершенства достигли литература, живопись, скульптура.
Большинство архитектурных памятников этой эпохи до нас не дошло. Из письменных трактатов по искусству и архитектуре V— VI вв. известно, что в городах шло огромное строительство дворцов, крепостей, храмов, монастырей, главным образом из дерева и кирпича.
В конце V в. в результате сильного обострения внутренних противоречий и опустошительных набегов гуннов империя Гуптов распалась. С этого времени начался новый для Индии исторический этап — господство феодальных государств. Сильнейшими среди них были государство Харша (VII в.) на Севере Индии, в Декане государство Чалукьев и Раштракутов (VI—IX вв.), государство Хойсала (X—XIII вв.), на юге — государство Паллавов и Чола, в Ориссе — государство Калинга (VII—XI вв). С распадом империи Гуптов центр экономической и культурной жизни переносится за Виндхийские горы на юг, не пострадавший от вражеских нашествий. Здесь богатое культурное наследие находит себе благоприятную почву для дальнейшего развития.
Градостроительство. Развитие градостроительства, структуру и архитектурный облик городов, существовавших в средние века, трудно представить по немногим уцелевшим остаткам городов и письменным источникам.
В архитектурных трактатах (например, «Манасара») приводится классификация населенных мест по их назначению (порты, административные и торговые центры, военные поселения и др.). Многие положения древнеиндийских трактатов («Артхашастры», «Манасары» и др.), регламентирующие градостроительство, сохранили свое жизненное значение, и для средневековья. Так, например, города располагались у слияния рек или на берегу пруда или искусственного водоема. Соблюдалась ориентация главных улиц по странам света. Устанавливалась различная ширина улиц и дорог в зависимости от их назначения (дороги отводились отдельно для пешеходов, караванного и другого транспорта). Сохранился характер фортификаций.
В главах по градостроительству трактата «Манасара» раскрывается социальноклассовая обусловленность образования тех или иных видов населенных мест, их архитектурно-планировочной структуры.
Жесткая регламентация по классовому, сословному и профессиональному принципам проводилась не только в планировке населенного пункта, но и касалась формы расселения жителей в целом (т.е. в общегосударственном масштабе). Для представителей высших каст или варн предоставлялись лучшие участки в самом городе или поселке, отделенные парками и садами от других кварталов.
За пределами города селились «неприкасаемые» и сжигатели трупов. Иногда создавались специальные поселения, например для браминов, представителей торгового класса «вайсия» и людей низшей Варны «шудры».
Планировочные схемы городов и поселений, рекомендуемые в древних руководствах по строительству и искусству
1 — план столичного города; 2 — план большого города; 3 — план царской резиденции; 4 — план порта или торгового города; 5 — план поселка
1 — план столичного города; 2 — план большого города; 3 — план царской резиденции; 4 — план порта или торгового города; 5 — план поселка
Унаследованная от древности форма расселения по классово-сословному и профессиональному признакам получила дальнейшее развитие в период средневековья, когда еще больше стало углубляться классовое расслоение индийского общества и появились новые касты.
Согласно социальному положению жителей реглахментировались также этажность и высота зданий, общие размеры сооружений и даже строительные материалы, из которых разрешалось возводить жилые здания. Так, например, шудры не могли строить дома выше одного этажа и применять камень, кирпич. При строительстве домов они должны были использовать глину, камыш, бамбук. Этажность жилых зданий должна соответствовать положению, занимаемому в обществе.