Архитектура Индонезии. Монументальное зодчество Бали X—XVI вв. Балийский храм: Чанди Бентар, Падуракса, Башня Кулкул, Меру. Храм Бесаких - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Индонезии. Монументальное зодчество Бали X—XVI вв. Балийский храм: Чанди Бентар, Падуракса, Башня Кулкул, Меру. Храм Бесаких

Архитектура Индонезии
В 1343 г. Бали попадает под власть одного из могущественных государств восточной Явы — Маджапахита. На Бали заметнее, чем на любой другой внеяванской территории, проявилось влияние древнеяванской культуры. Однако остров никогда не был полностью яванизирован, и здесь продолжала развиваться своя собственная культура.
Балийский храм. Макет. План
Балийский храм. Макет. План
1 — ворота чанди Бентар; 2 — ворота «падуракса»; 3 — башня кулкул; 4 — меру; 5 — навесы
    Наиболее ярко и полно талант и мастерство балийского народа проявились в создании бесчисленных деревенских храмов, построенных не архитекторами, а простыми жителями деревень под руководством старейшин, которым приходилось раньше участвовать в строительстве подобных построек. По вековым балийским традициям каждая деревенская община должна была содержать несколько храмов. Балийские крестьяне строили свои храмы без проектов, согласуясь с творческой фантазией и устоявшимися в веках традициями. Поэтому балийские храмы имеют множество вариантов плана, форм, пропорций и характера орнаментации. Но, несмотря на свое исключительное разнообразие, храмы имеют много общих черт и признаков.
    Типичный балийский храм состоит из двух или трех дворов, огороженных низкими стенами и связанных друг с другом воротами. Дворы располагаются последовательно один за другим, так, что во второй двор можно попасть только из первого, а в третий — только пройдя второй двор. Вход в первый двор представляет собой открытое пространство в стене, замыкаемое с каждой стороны столбообразными конструкциями, поднимающимися выше стен и образующими открытые ворота без крыши и дверей.
    Наружные стены столбов сплошь покрывались орнаментом. Внутренняя часть ворот оставлялась гладкой. Таким образом, создается впечатление небольшого храмообразного сооружения, рассеченного пополам, с проходом посередине. Эти ворота называются на Бали «чанди бентар», что значит «длинный чанди».
Балийский храм
Балийский храм
1 — первые храмовые ворота «чанди бентар»; 2 — вторые храмовые ворота «падуракса»; 3 — меру; 4 — навес
    В первом храмовом дворе располагалось несколько прямоугольных каменных террас с навесами из соломы на деревянных столбах. Они служили местом для совещаний, оркестра и жертвоприношений. Каменные основания террас украшались рельефами, изображавшими эпизоды из известных народных легенд. В правом углу двора была высокая башня с деревенским барабаном — кулкул. Если храм состоял из трех дворов, то кулкул располагался во втором дворе. Первый двор предназначался для различных общественных целей, здесь же готовилась пища для праздников и проводились петушиные бои.
    Вторые монументальные ворота «падуракса» ведут во внутренний двор — собственно храм. Эти ворота массивны и по форме напоминают соединенные вместе половинки чанди бентар. Ворота «падуракса» представляют собой настоящее произведение искусства. Парадная лестница со статуями хранителей по бокам, богатый орнамент поверхностей стен, резные деревянные двери, насаженные на бронзовые стержни, в сочетании с разнообразными приемами окраски придают сооружению парадный облик.
    Ворота чанди бентар и «падуракса» являются наиболее характерной чертой балийских храмов.
    В последнем храмовом дворе сооружались алтари и святилища богов. Все постройки располагались по двум главным направлениям — по прямой линии, ведущей к горе «каджа», и по линии «кангин», идущей направо от первой.
    Из всех построек внутреннего двора наиболее интересны меру — высокие многоярусные сооружения, по форме напоминающие китайские пагоды. Они представляют собой квадратную каменную террасу, на которой на деревянных столбах поднимается высокая многоярусная крыша, образованная пирамидальной системой ярусов, каждый из которых имеет пальмовое покрытие и уменьшается по размерам кверху. Каждый меру имеет определенное, всегда нечетное, количество ярусов — от 3 до 11.
    При постройке меру под его основанием погребались кусочки золота, серебра, цветы лотоса как символ вечности и миниатюрная утварь. Каменное основание богато украшалось орнаментом и скульптурой. В верхних этажах ставились урны с жертвоприношениями. Каждый храм имел несколько меру — от 3 до 9, но все они располагались в последнем дворе на линии, ведущей к горе «каджа».
    Кроме меру, во внутреннем дворе сооружалось множество алтарей и святилищ, навесы на каменных террасах, высаживались традиционные деревья.
    Основным строительным материалом для храмов служил мягкий песчаник, конгломерат вулканического пепла, называемый «парас» и добываемый по берегам рек. Камень хорошо режется и обтесывается. Отдельные блоки соединяются без вяжущего при помощи точной пригонки камней друг к другу. Мягкая порода камня и непрочность других строительных материалов послужили основной причиной разрушения храмов. Так, для нас оказались безвозвратно потерянными замечательные образцы древней балийской архитектуры.
    Одним из древнейших балийских храмов является храм Бесаких, расположенный на склонах горы Агунг на высоте 1000 м над уровнем моря. Основание этого храма предположительно относят к первым векам нашей эры. Позднее он был расширен и стал главным святилищем всего острова.
    Годы после падения Маджапахита не внесли ничего нового в развитие храмовой балийской архитектуры.
Бали. Храм Бесаких. Основан в первых веках н.э. Расширен в XI—XIV вв.
Бали. Храм Бесаких. Основан в первых веках н.э. Расширен в XI—XIV вв.
    Архитектура балийских храмов представляет исключительный интерес. Балийские храмы в своей основе восходят к эпохе, предшествующей появлению индийского влияния, и позволяют судить о древней индонезийской культуре, сохранившей свои традиционные народные обычаи и черты.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому