Архитектура Индонезии. Архитектура Восточной Явы с первой половины X до XV в. Джалатунда Святилище, Чанди Сингосари, Чанди Джаго - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Индонезии. Архитектура Восточной Явы с первой половины X до XV в. Джалатунда Святилище, Чанди Сингосари, Чанди Джаго

Архитектура Индонезии
    В начале X в. центральнояванское государство Матарам прекратило свое существование. В 927 г. столица яванского государства была перенесена в восточную часть острова, в долину реки Брантас, ныне Соло. Предполагают, что причиной перенесения столицы было либо землетрясение, либо чума, но точных данных, подтверждающих это, нет. Перемещение столицы на восток — важный этап в развитии яванской культуры. Оно способствовало значительному ослаблению индийского влияния, что существенным образом сказалось на характере яванского монументального строительства.
    Самые ранние восточнояванские постройки — это небольшие сооружения погребального характера, например святилища Джалатунды и Белахана. Святилища представляют небольшие сооружения террасового характера над родником, в которых помещался прах умершего. На верхней террасе располагалась олицетворявшая его статуя. Эти небольшие святилища не дают достаточного представления о зодчестве XI—XII вв., однако они свидетельствуют о том, что в яванской культуре значительно ослабло индийское влияние и господствующими становятся древние местные традиции.
    Более поздние монументальные сооружения Восточной Явы продолжают линию развития центральнояванских чанди, но по своему плану, пропорциям и характеру декоративного оформления существенно отличаются от них.
Восточная Ява. Джалатунда. Святилище, XI—XII вв. Разрез
Восточная Ява. Джалатунда. Святилище, XI—XII вв. Разрез
    На Восточной Яве вместо грандиозных ансамблей строят отдельные небольшие храмовые сооружения. Единственный храмовый комплекс Панатаран утрачивает строгость классического искусства. Монументальность и строгая симметрия уступают место живописности, равновесие между архитектурой и скульптурой утрачивается.
    С точки зрения объемно-пространственного решения восточнояванские чанди, как и сооружения Центральной Явы, имеют четко выраженное трехчастное деление — террасовое основание с обходом вокруг храма, кубическиий по форме основной корпус чанди и высокое многоярусное завершение.
    В технике сооружения не произошло значительных изменений. В строительстве появляется крупный красный тщательно отделанный кирпич с острыми углами и ровными поверхностями. Это было целиком связано с отсутствием в некоторых районах Восточной Явы природного камня. Производство же глиняных изделий, в том числе и обжиг кирпича, было известно с незапамятных времен. Тем не менее появление кирпича не внесло ничего нового в технику сооружения монументальных храмовых построек.
    Отдельные кирпичи, как и отдельные каменные блоки, соединялись без применения связывающего раствора. По-прежнему в сооружениях Восточной Явы отсутствуют колонны, арки и своды. Переход от квадратной формы к круглой осуществляется при помощи косо поставленных щитов. Паруса и тромпы не употреблялись. Остается прежней массивность каменной кладки. Внутренние помещения небольшие, а в некоторых случаях они отсутствуют.
    Наиболее значительными и характерными памятниками монументального зодчества Восточной Явы являются чанди Кидал, Сингосари, Джаго, Джабунг и храмовый комплекс Панатаран.
    Чанди Кидал, сооруженный в середине XIII в., по своему построению напоминает храмы плато Диенг. План чанди квадратный с выступом и лестницей на западной стороне. Основной кубический корпус имеет гладкий цоколь. Декоративное оформление чанди довольно богато — на углах основания поставлены фигуры львов, над входом и в нишах — орнамент «кала», несколько отличающийся от центральнояванского «кала-макара».
Восточная Ява. Чанди Сингосари, 1300 г.
Восточная Ява. Чанди Сингосари, 1300 г.
    Следующий характерный памятник Восточной Явы — чанди Сингосари, построенный в 1300 г. Чанди состоит из квадратной террасы, высокого основания с выступами с четырех сторон, на котором расположен кубический корпус храма с высоким венчанием. Особенностью чанди Сингосари является то, что внутренние помещения располагаются не в главном кубическом объеме, а в его основании. В главном же корпусе оставлено свободное пространство, связанное с центральным через отверстия в перекрытии.
    Вероятно, такая конструкция, встречаемая и в некоторых других постройках, применялась для уменьшения толщины каменной кладки. В основании чанди, между террасой и полом помещений, проложена целая система каналов, ведущих из центрального помещения и необходимых для стока жидкостей, употребляемых при обрядах. Завершение чанди состоит из пятиярусных башен, венчающих центральный куб и боковые выступы. В четырех внутренних помещениях располагались статуи.
    В конце XIII в. восточнее города Маланга был сооружен чанди Джаго. План чанди Джаго отличается от ранее рассматривавшихся. По своему объемно-пространственному построению чанди напоминает древние террасные святилища. Основной корпус чанди располагается на трех террасах. Передняя часть террасы сильно выступает вперед, образуя перед храмом род двора. Подобная схема планировки получила дальнейшее развитие в комплексе Панатаран и горных святилищах Пенангунгана и Лаву, относящихся к XV—XVI вв.
Восточная Ява. Чанди Джаго, конец XIII в.
Восточная Ява. Чанди Джаго, конец XIII в. Общий вид, план, рельефы
    Большая часть храма высечена из скалы. Точная форма крыши не установлена; очевидно, она имела форму балийских меру — высоких многоярусных крыш, сделанных из бамбука и различных трав.
    Декоративное оформление чанди значительно отличается от центральнояванских. Основной корпус, стены и лестницы покрыты рельефами. Если в памятниках Центральной Явы всегда можно различить отдельные рельефы, передающие определенный сюжет, то в чанди Джаго — длинная серия рельефов, напоминающая беспрерывное представление вайянга — древнеяванского кукольного театра. В рельефах утрачены объемность и пластическая пространственность формы. Вся плоскость камня, все свободные места заполнены орнаментом, который начинает приобретать самостоятельное значение. Рисунок рельефов измельчен, действующие персонажи, как правило, изображены в профиль, появляется все большая стилизация.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому