Архитектура Индонезии. Архитектура Центральной Явы с VII до X вв. Ансамбль храмов Севу, Боробудур, Чанди Мендут - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Индонезии. Архитектура Центральной Явы с VII до X вв. Ансамбль храмов Севу, Боробудур, Чанди Мендут

Архитектура Индонезии
    К концу VIII — началу IX в. относится сооружение обширного буддийского комплекса Севу. Комплекс занимает большую площадь — 185x165 м, огражденную высокими каменными стенами с воротами с четырех сторон, и состоит из 250 сооружений.
    Главный храм окружен четырьмя рядами небольших святилищ по 28, 44, 80 и 88 соответственно в каждом ряду. В плане он сохраняет схему равностороннего креста. Центральная целла окружена четырьмя дополнительными помещениями, из которых восточное является вестибюлем центрального. Боковые помещения отделены от центрального своеобразной дорогой процессий, представляющей собой проход позади боковых целл. Об общем облике главного храма судить трудно, так как здание сильно разрушено. Только по сохранившимся частям интерьера можно судить, что это было грандиозное и величественное сооружение.
Центральная Ява. Ансамбль храмов Севу, IX в. Интерьер главного храма
Центральная Ява. Ансамбль храмов Севу, IX в. Интерьер главного храма
Центральная Ява. Ансамбль храмов Севу, IX в. План, фасад одного из маленьких чанди
Центральная Ява. Ансамбль храмов Севу, IX в. План, фасад одного из маленьких чанди
Центральная Ява. Боробудур, VIII—IX вв. план
Центральная Ява. Боробудур, VIII—IX вв. план
    Комплекс Севу — один из первых храмовых ансамблей, получивший дальнейшее развитие в грандиозном ансамбле храмов Прамбанан, сооруженном на несколько десятилетий позднее.
    Величественным и грандиозным сооружением центральной Явы является огромный буддийский комплекс Боробудур, расположенный в живописной местности. Долина Кеду издавна была одним из центров древних яванских государств, и ко времени сооружения Боробудура здесь уже существовало главное святилище государства Матарам, основные постройки которого, вероятно, мало чем отличались от небольших храмов Диенга.
Центральная Ява. Боробудур, VIII—IX вв. Вид с птичьего полета
Центральная Ява. Боробудур, VIII—IX вв. Вид с птичьего полета
Центральная Ява. Боробудур, VIII—IX вв. разрез
Центральная Ява. Боробудур, VIII—IX вв. разрез
    В знак утверждения быстро распространившейся на Яве буддийской религии было сооружено новое святилище, которое по своему величию должно было превзойти все сооружения, предшествовавшие ему. Грандиозность Боробудура, доминирующего над всей долиной, необычная композиция, строгость силуэта, классическая гармония архитектуры и скульптуры ставят его в один ряд с величайшими произведениями мирового зодчества.
    Предполагают, что Боробудур является частью неосуществленного комплекса. В плане весь ансамбль должен был представлять собой равносторонний крест, в центре которого находился Боробудур. Закончена была только центральная часть, т.е. Боробудур, и два небольшие чанди — Мендут и Павон.
    Боробудур сооружен в виде ступенчатой пирамиды вокруг природного холма. Девять ярусов пирамиды образуют грандиозный сегмент, увенчанный огромной ступой. По форме ярусов Боробудур делится на две части. Нижняя часть, состоящая из пяти квадратных в плане террас, расположена на тяжелом каменном основании. Каждую террасу, огороженную по краю балюстрадой, прорезают четыре лестницы с входными арками, украшенными богатым орнаментом «кала-макара». По обе стороны лестниц, ведущих от основания к центральной ступе, входы стерегут фигуры каменных львов. Стены и балюстрады террас покрыты каменными барельефами, повествующими о буддийском учении и о жизни человека, ставшего Буддой.
Центральная Ява. Боробудур, VIII—IX вв.
Центральная Ява. Боробудур, VIII—IX вв. Одна из лестниц с входной аркой и орнаментом «кала-макара», ведущих к центральной ступе. Буддийская статуя из решетчатых ступ с верхней террасы. Рельеф
    Главным центром всей композиции является грандиозная верхняя ступа, окруженная тремя концентрическими кругами небольших ступ, расположенных на круглых верхних террасах, которые в противоположность нижним, лишены каких-либо декоративных элементов. Внутри каждой ступы находятся буддийские статуи, едва видимые сквозь решетчатые стенки. Внутри главной ступы была наглухо замурована огромная каменная статуя Будды.
    На верхней террасе постигается грандиозность и величие сооружения. Здесь человек остается наедине со своими мыслями, молчаливыми каменными божествами и величественной панорамой гор, раскинувшихся вокруг.
    Величайшим художественным достижением древнеяванского искусства являются скульптурные рельефы Боробудура. Рельефы, расположенные на пяти нижних галереях, начинаются от восточной стороны; поэтому, чтобы просмотреть их в порядке повествования, нужно подняться по восточной лестнице до первой террасы и повернуть налево. Многочисленные барельефы Боробудура подробно воспроизводят легенды о Будде. Размеры и общая композиция рельефов находятся в строгом подчинении основной композиции сооружения. Скульптурная декорация — неотъемлемая часть Боробудура, который трудно представить без рельефов и бесчисленного количества буддийских статуй.
Боробудур, VIII—IX вв. Рельефы
Боробудур, VIII—IX вв. Рельефы
Боробудур, VIII—IX вв. Рельефы
Боробудур, VIII—IX вв. Рельефы
    Органический синтез архитектуры и скульптуры — одно из основных достоинств этого замечательного сооружения. Не все рельефы выполнены с одинаковым художественным мастерством. Характерны некоторая условность в изображении отдельных фигур и предметов, декоративность, стремление к более полному использованию камня, что превращает рельефы в непрерывный декоративный пояс. Главные персонажи повествования ничем не выделены из общей композиции, и в рамках мифологического сюжета представлена картина реальной жизни яванского общества того времени.
    Первоначальное основание Боробудура с серией рельефов еще в период строительства было закрыто дополнительной платформой. Предполагают, что изменить первоначальный проект и закрыть рельефы заставила осадка каменного покрытия холма. Однако некоторые детали, например отличный от остальных профиль закрытых рельефов, делают сомнительным это предположение. Кроме того, некоторые специалисты утверждают, что такой дополнительной подпорной стенки вокруг нижней террасы далеко не достаточно и что строители вряд ли могли допустить такую существенную ошибку.
    Поэтому возникло предположение, что подобное решение связано с назначением всего сооружения. Если каждый ярус Боробудура отождествляется с одной из ступеней на пути перевоплощения человека в божество, то скрытое каменным футляром основание соответствовало положению человека, еще связанного с жизнью. Дальнейший его путь после смерти последовательно представлен в рельефах верхних террас.
    Конструктивное решение Боробудура не отличается от остальных яванских чанди. Каменные блоки террас уложены насухо, без раствора. Блоки имели форму правильных параллелепипедов и укладывались либо ложком, либо тычком, при этом для плит с рельефами оставлялось специальное место. Высота всего сооружения, включая увенчивающую ступу, 42 м. Диаметр основания 123 м.
    Недалеко, от Боробудура находятся два других небольших сооружения ансамбля — чанди Павон и Мендут. По общему объему и планировке оба сооружения приближаются к чанди плато Диенг — квадратный план, широкая терраса вокруг храма, кубическая форма основного корпуса и многоярусная крыша.
    Оба чанди имеют много общих черт: способ кладки, композиция, одинаковые мотивы орнаментации и завершения. В небольшом внутреннем помещении чанди Мендут располагаются три буддийские статуи, представляющие замечательные образцы яванского скульптурного творчества. Особенно интересна центральная трехметровая статуя Будды, восседающего на троне. Статуя лишена каких-либо украшений, отличается простотой и правильными пропорциями.
Центральная Ява. Чанди Мендут, VIII—IX вв. Общий вид
Центральная Ява. Чанди Мендут, VIII—IX вв. Общий вид
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому