Архитектура Индонезии. Архитектура Центральной Явы с VII до X вв. Храмовый комплекс Лара Джонгранг (Прамбанан) - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Индонезии. Архитектура Центральной Явы с VII до X вв. Храмовый комплекс Лара Джонгранг (Прамбанан)

Архитектура Индонезии
    В середине IX — начале X в. в государстве Матарам произошли значительные изменения. Господствующая династия Шайлендра была вытеснена новой династией, при которой распространился индуизм, избравший своим центром долину Прамбанан. Бесчисленные остатки сооружений в долинах Прамбанан и Сорогедуг позволяют судить о былом величии поселений и размахе строительных работ. Основная часть построек была разрушена, однако в результате исследований, проведенных археологами, был сделан проект реконструкции центральной части одного из городов, видимо, столицы Матарама. Город террасами располагался по склону горы и по своему характеру напоминал террасовые святилища Индонезии первых веков нашей эры, например святилище на горе Янг.
    Монументальные сооружения в долине Прамбанан, построенные в конце IX — первой половине X в., — дальнейший этап в развитии монументального зодчества Индонезии. Среди памятников этого периода наибольшее значение имеет ансамбль храмов, известный под названием Лара Джонгранг или Прамбанан. Лара Джонгранг означает «стройная дева». Название дано по имени мифической девы, скульптура которой находится в одном из помещений центрального храма Шивы и о которой рассказывается в одной из местных легенд. Однако на самом деле скульптура изображает богиню Дургу. Второе название ансамбля — Прамбанан — по имени деревушки, рядом с которой он расположен.
Центральная Ява. Храмовый комплекс Лара Джонгранг, первая половина X в.
Центральная Ява. Храмовый комплекс Лара Джонгранг, первая половина X в.
1 — генплан; 2 — план внутреннего двора: а — чанди Брахмы; б — чанди Вишну; в — храм Шивы; г — небольшие второстепенные чанди внутри храмового двора; 3 — храм Шивы; 4 — храм Шивы, фрагмент фасада
    Ансамбль был задуман как монументальное произведение, которое должно было превзойти крупнейшие памятники Явы — Боробудур и Севу. Несмотря на то, что все три ансамбля одинаково грандиозны и одинаково высоки их художественные достоинства, комплекс Лара Джонгранг считается вершиной центральнояванского искусства.
    Ансамбль Прамбанан был выполнен в соответствии с заранее разработанным планом. Он представляет собой обширный, четко продуманный комплекс, состоящий из трех дворов, террасами поднимающихся к центру — грандиозному храму Шивы, расположенному в центральном храмовом дворе. Центральный двор окружен стенами с воротами и тремя рядами небольших святилищ, каждый ряд которых понижается в своем уровне. Вся эта пирамидальная система расположена в юго-западном углу третьего наружного двора. Внутренняя часть двора была застроена жилыми домами.
    В центральном дворе, поднятом на несколько метров выше второго, располагается восемь храмов — три у западной, три у восточной стены и два небольших чанди у южных и северных ворот. Чанди у западной стены — основные сооружения ансамбля. В центре — самый большой из них — чанди Шивы или Лара Джонгранг. К югу от него расположен чанди Брахмы, к северу — чанди Вишну.
    Храм Шивы расположен не в геометрическом центре ансамбля. Точный геометрический центр находится в маленьком чанди справа от восточного входа в чанди Шивы. В колодце этого храма на камне высечены пересекающиеся линии, обозначающие геометрический центр. Возможно, что эта точка считалась особо важной, поэтому главный храм сдвинут с центральной оси.
    Храм Шивы в основных формах продолжает линию развития Каласана и более ранних яванских чанди. Храм стоит на высоком двадцатиугольном в плане ярусном основании с обходом вокруг основного корпуса. Балюстрада, ограждающая обход, и наружные стены террас покрыты рельефами. В центре каждой стороны террасы расположена лестница, ведущая к четырем входам в храмовые помещения.
    Основной кубический корпус чанди в плане также имеет двадцатиугольник с четырьмя широкими выступами, в которых располагаются боковые помещения. Из них восточное служит вестибюлем центрального. Четыре одинаковых фасада чанди Шивы украшены нишами с традиционным орнаментом «кала-макара». Венчание — в виде пятиярусной башни. Внизу башня имеет план квадрата с широкими выступами, вверху — равносторонний крест.
    Центральное помещение храма Шивы, в противоположность остальным яванским чанди, украшено резьбой. В центре помещения расположена статуя Шивы.
    Стены основания, парапет, основной корпус чанди и крыша богато украшены скульптурой, орнаментом и символическими изображениями. Скульптурные рельефы храма представляют исключительный художественный интерес. В них последовательно рассказывается о жизни и подвигах героя индийского эпоса — Рамы. Рельефы Прамбанана, созданные позднее боробудурских всего на несколько десятилетий, свидетельствуют о переменах, происшедших в художественной манере исполнения. Так же как и в рельефах Боробудура, в Прамбанане на фоне мифологического сюжета развертывается подробная картина народного быта иприроды.
Центральная Ява. Комплекс Лара Джонгранг. Рельефы
Центральная Ява. Комплекс Лара Джонгранг. Рельефы
Центральная Ява. Комплекс Лара Джонгранг. Один из храмов наружного двора
Центральная Ява. Комплекс Лара Джонгранг. Один из храмов наружного двора
    Основные герои — это реальные люди, не отличающиеся от остальных персонажей. Реалистично выполнены животные, предметы и растительность. Однако если для рельефов Боробудура характерны строгая уравновешенность, внутренняя взаимосвязь и подчинение основной композиции сооружения, то в Прамбанане чувствуется стремление к большей динамике, к более живой передаче явлений природы и жизни человека. Техника и мастерство выполнения скульптур не уступают боробудурским, но тематика и характер их стали иными.
    Техника сооружения Прамбанана осталась прежней. Храм построен из правильных блоков твердого вулканического камня. Средством соединения отдельных блоков служили выступы и выемки. Вяжущие материалы не применялись.
    Прамбанан — последнее крупное архитектурное сооружение, воздвигнутое на территории центральной Явы, в котором воплотились все лучшие достижения яванского зодчества и изобразительного искусства. Грандиозность ансамбля, четко продуманное построение, необычайная гармония отдельных сооружений, тщательная разработка деталей, сдержанность и изящество декоративного оформления выделяют его из числа других произведений индонезийского зодчества. Несмотря на то, что основное построение и композиция ансамбля близки к древнейшим яванским чанди, в общем силуэте, характере завершений и некоторых элементах орнаментации уже заметны черты, которые станут характерны для восточнояванского зодчества.
    Так, рассматривая формы венчания яванских чанди, можно заметить эволюцию их развития. Центральнояванские чанди имеют ярусное завершение, состоящее из центральной башни, суживающейся кверху, окруженной мелкими боковыми башнями. В более ранних чанди дополнительные завершения ясно отделяются от центрального, а в более поздних намечается тенденция к их сближению. Например, в храме Шивы в Прамбанане уже трудно отличить боковые завершения; они объединились с центральным в одной общей пирамиде. В восточнояванских чанди уже нет боковых завершений, и чанди венчает одна центральная пирамида.
    Центральнояванский период — это первый период расцвета яванского монументального зодчества. За это время складывается основной тип яванской монументальной архитектуры — чанди, развившийся от небольшого единичного храма до сложнейших храмовых комплексов.
    Отличительной чертой яванской монументальной архитектуры является техника сооружения из каменных блоков, имеющих форму правильно отесанных параллелепипедов с высотой около 20 см и шириной 30—240 см. Толщина камней редко превышала 70 см. Колонны, арки и своды не применялись. Пирамидальные перекрытия осуществлялись путем выпуска камней. Единственные проемы — дверные; окна обычно отсутствовали, за исключением построек типа Сари.
    Лучшие произведения центральнояванского зодчества — это грандиозные храмовые комплексы, построенные по определенному плану: центром композиции служит главный храм, вокруг которого в строгом порядке располагаются остальные сооружения комплекса, образуя симметричную, чаще всего центрическую композицию. Отдельные постройки комплекса представляют собой небольшие чанди или величественные сооружения, поражающие строгой пропорциональностью, стройностью, красотой силуэта, тщательной прорисовкой отдельных деталей и богатством декоративного и скульптурного оформления.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому