Архитектура Индонезии. Монументальное зодчество Центральной Явы с VII до первой половины X вв. - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Индонезии. Монументальное зодчество Центральной Явы с VII до первой половины X вв.

Архитектура Индонезии
Схематическая карта Индонезии
Схематическая карта Индонезии
1 — Боробудур; 2 — чанди Мендут; 3 — чанди Каласан; 4 — Джокьякарта; 5 — Прамбанан; 6 — Панатаран; 7 — Сингасари; 8 — чанди Джабунг; 9 — Джакарта; 10 — район Муара Такус. Ступа Малигай.
    Индонезия занимает почти весь Индонезийский, или Малайский архипелаг, раскинувшийся по обе стороны экватора между Азией и Австралией. Теплые моря, свободный выход к двум океанам, положение на пути из Индийского океана в Тихий и из Азии в Австралию — все это сказалось на развитии экономики и культуры Индонезии. Удобство морских сообщений с Индией и Китаем способствовало проникновению в страну китайской и индийской культур, которые оказали большое влияние на все стороны жизни населения Индонезии. Островной характер территории, разобщенность отдельных племен, труднодоступные тропические болота и леса послужили причиной неравномерного развития народностей страны.
    Развитие искусства и архитектуры на различных островах Индонезии также происходило крайне неравномерно. Наиболее пышного расцвета искусство и архитектура достигают на островах, где появились наиболее сильные государства. Одним из таких островов был остров Ява. Именно здесь возникли самые могущественные государства, а архитектура и искусство достигли таких высот, что смогли стать в один ряд с величайшими произведениями мирового зодчества.
    Первый период расцвета яванского зодчества — VII — первая половина Х вв. И хотя центральная Ява в это время не была единственным средоточием индонезийской культуры, этот период условно назван центральнояванским. Второй период — с момента перенесения яванской столицы в восточную часть острова Явы до падения империи Маджапахит — назван восточнояванским.
    Монументальное зодчество Центральной Явы с VII до первой половины X вв.  В V—VII вв. н.э. усиливаются торговые и культурные связи Индонезии с Индией. Распространившиеся в Индонезии индийские культура и религия способствовали разложению родового строя, образованию классов и сложению государств.
    К началу VII в. на Яве уже существовало более 30 мелких феодальных княжеств, объединившихся впоследствии в три более крупных государства: Тарума на западе, Матарам в центре и государство с центром около города Сурабайи на востоке. В VII—X вв. наивысшего расцвета достигает центральнояванское государство Матарам. О его политической истории фактически ничего не известно, однако сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о могуществе и высокой культуре этого государства.
    Единственные уцелевшие постройки государства Матарам — это культовые сооружения, которые позволяют проследить развитие яванской монументальной архитектуры.
    Основным типом яванской монументальной архитектуры являются небольшие храмовые сооружения — чанди. В настоящее время термин «чанди» употребляется для названия всех памятников монументального зодчества Явы VII—XV вв. Однако первоначально это слово употреблялось только для названия сооружений, имеющих тесную связь с погребением.
    Чанди сооружались из местного камня вулканического происхождения, блоки соединялись насухо без связывающего раствора.
    Яванский чанди представляет собой кубический объем на широком, обычно квадратном, ярусном основании. С восточной стороны к нему примыкает выступ с вестибюлем, ведущим в центральное помещение. Остальные три фасада чанди плоскими лопатками делятся на три части. Весь кубический объем имеет четко профилированный карниз и завершается пирамидальной крышей, полой внутри, образованной постепенно сужающимися к вершине уступами.
    Оконные проемы обычно отсутствуют, дверные проемы и ниши обрамляются характерным орнаментом «кала-макара» или «кирт-тимукха», изображающим стилизованную голову льва — «кала» и мифические существа «макара». Пол небольшого внутреннего помещения чанди — из гладких плит с отверстием в центре для колодца, в котором хранился пепел от сожжения умершего. Над колодцем, напротив входа, располагалась статуя.
    В общем облике чанди, декоративных деталях и характере скульптур, украшающих здания, чувствуется сильное влияние индийской архитектуры.
    Однако назначение чанди, способ его возведения, своеобразная трактовка декоративного убранства позволяют предположить, что строителями были местные яванские мастера, видимо, прекрасно знакомые с индийским зодчеством. Пропорциональность и ясность композиции, классическая уравновешенность архитектурных форм и декоративного оформления, отличающие яванские чанди, свидетельствуют о незаурядном таланте народных мастеров.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому