Архитектура Камбоджи второй половины X—XII вв. Ангкор Та Кео. Пра Вихеар - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Камбоджи второй половины X—XII вв. Ангкор Та Кео. Пра Вихеар

Архитектура Камбоджи
    Со второй половины X в. до середины XII в. централизованное Ангкорское государство достигло наивысшего могущества. Оно занимало всю центральную и южную часть Индокитайского полуострова, на западе — нижнее течение реки Менам, монское царство Лаво и северную часть Малаккского полуострова до перешейка Кра. Это было время расцвета кхмерской архитектуры. Ангкор становится местом пребывания выдающихся ученых, поэтов, художников, зодчих, скульпторов, строителей Индокитая.
    В X в. строительство развернулось как в центре, так и в провинциях, особенно северных. Строительство культовых и частично гражданских сооружений в большинстве осуществлялось из песчаника и латерита. Основные черты архитектурного стиля Камбоджи конца X в. наиболее ярко отразились в сооружениях Северного и Южного Клеангов, расположенных в центре столицы симметрично широтной оси Пхимеанакаса и входящих в дворцовый ансамбль Ангкора.
    Лучше сохранился Северный Клеанг. Он состоит из четырех вытянутых залов, расположенных перпендикулярно друг другу и образующих прямоугольник внутреннего двора. Центральный зал длиной 20 и шириной 6 м имеет ложное трехнефное покрытие, создаваемое за счет утолщения и изгиба боковых стен центрального нефа, что специфично для кхмерской архитектуры. Со стороны главного входа центральный зал пересекает трансепт, образующий просторные входные вестибюли. Центральный зал, вероятно, служивший местом приемов короля, имел традиционный входной портал с декоративно окольцованными восьмигранными четко профилированными колоннами.
    Освещение центрального зала двустороннее. Оконные обрамления и заполняющие окна балясины имеют четкий профиль. Умеренность декора, простота форм, совершенство пропорций и чистота линий обломов свойственны этому памятнику, являющемуся началом классики в кхмерском зодчестве.
    Развитие храма-горы в культовой архитектуре завершилось появлением окружающих комплекс прасатов, концентрических галерей с башнями по углам и проездными павильонами-гопурами посередине каждой стороны галереи. Такое объемно-пространственное решение было применено в Та Кео. Это — пятиступенчатая пирамида с основанием 100х120 м и верхней платформой 47х47 м, возвышающейся над землей на 38 м. Расположение пяти венчающих башен аналогично размещению башен в Пре Рупе, но на втором нижнем ярусе расположены уже не отдельные сооружения, как в Пре Рупе, а окружающая ансамбль галерея.
Ангкор. Та Кео. X в. План
Ангкор. Та Кео. X в. План
    В начале XI в. власть захватил Сурьяварман I, поддержанный приверженцами буддизма и вишнуизма, боровшимися против шиваитского засилья при дворе. Временной резиденцией короля был Пра Кхан. Город занимал площадь 25 км2 (5x5 км), обнесенную тройным поясом земляного вала с двумя рвами между ними по 250 м шириной каждый.
    Сурьяварман I развернул большие строительные работы в Ангкоре. Вокруг Пхимеанакаса была выстроена латеритовая ограда, за стенами которой находились деревянные царский дворец и царские палаты. Богато орнаментированные дворцовые постройки венчали многоярусные крыши. Перед дворцовой стеной с внешней стороны была возведена каменная терраса длиной несколько сотен метров и шириной 50 м при высоте 6 м. Она служила трибуной на торжественных парадах, религиозных процессиях, смотре войск и во время народных гуляний. Башни храмов Та Кео и Пхимеанакаса были покрыты позолоченными пластинами, придававшими им праздничный вид.
    Большое внимание уделялось гидротехническому строительству. Была создана дополнительная система каналов, водоемов и рвов вокруг столицы. На юго-западе столицы был вырыт крупнейший искусственный водоем — Западный Барей размером 8х2 км водоизмещением 60'000'000 м3. Западный Барей служил как для снабжения столицы водой в сухой сезон, так и для ирригации ангкорских рисовых полей. Сложная сеть каналов, рвов, укрепленных камнем, и простых сточных канав объединялась в замкнутую систему, берущую начало в верхнем течении реки Сием Реап с водосбросом в среднем ее течении.
    Большие работы велись по реконструкции существующих ансамблей Пра Вихеара, Ват Пхоу, Неак Буо, Прасат Кхна Сен Кев и др. Из небольших групп разрозненных святилищ они превратились в крупные архитектурные ансамбли.
    В горах Дангрек на отвесном обрыве высотой более 700 м живописно расположен ансамбль Пра Вихеар протяженностью более 800 м. В решении этого комплекса кхмеры особенно удачно использовали рельеф. Постепенный подъем к основным сооружениям ансамбля осуществлен рядом эспланад, прерываемых крестообразными портиками. Пять последовательно расположенных гопур отмечают перепад в рельефе. Центральный массив решен симметрично. Сооружение выделяет монументальность, суровая простота форм, сдержанность скульптурного оформления.
Пра Вихеар, IX—XII вв.
Пра Вихеар, IX—XII вв.
1 — план и разрез ансамбля; 2 — план центральной части ансамбля
    Главная часть ансамбля состоит из двух смежных дворов. Первый двор окружен галереей, окна которой выходят во двор. Центр двора занимает святилище — квадратный уступчатый прасат с портиками, пристроенными с трех сторон, и примыкающим с северной стороны залом. Во втором дворе расположены восьмиколонный зал, «библиотеки» и галерея.
Пра Вихеар. Библиотека.
Пра Вихеар. Библиотека.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому