Архитектура Камбоджи конца XII—XIII вв. Ангкор Том Байон
Архитектура Камбоджи
Колоссальные объемы культового и гражданского строительства расширили территорию Ангкора Великого до 600 км2 с более чем двумястами храмами, многочисленными монастырями, библиотеками, украшенными бесконечными настенными рельефами и окруженными галереями, террасами, оградами, бассейнами.
Основными строительными материалами для культовых сооружений были песчаник и латерит. Огромный объем строительных работ, небывало быстрые темпы возведения сооружений, не могли не отразиться на качестве строительства. Кладка стен без необходимых связей, поспешное возведение ложных сводов часто приводили к обрушениям. Участились случаи повторного использования песчаниковых блоков, так как запасы песчаника резко уменьшились.
Несоблюдение вертикальной перевязки камней и недостаточная связь облицовочного песчаника с основной латеритовой кладкой вызывали обвалы при последующей скульптурной обработке поверхностей фасадов. Из-за повышенных темпов строительства участились случаи несоблюдения последовательности работ, что привело к снижению качества скульптурного убранства — изображаемые фигуры не совпадали на стыках камней. Часто можно было наблюдать незаконченные сцены, намеченные только в рисунке.
Монументальные комплексы продолжали оставаться сложными объемно-пространственными композициями, однако объемы, за исключением Байона, развивались не в высоту, а в горизонтальной плоскости с небольшим подъемом террас и башен. Симметрия ансамблей часто нарушалась асимметрией фланговых сооружений, что усложняло планировочное решение, а к концу XIII в. план становится запутанным.
Характерные черты кхмерской архитектуры XIII в. — усложненные объемно-планировочные структуры, парапеты в виде наг, поддерживаемые асурами, якшами или другими персонажами из мифологии, слоны — контрфорсы, гаруды — кариатиды, а также уникальные, обращенные на четыре стороны гигантские лики на башнях.
Ангкор Том. Байон. Фрагмент башни
Ангкор Том. Байон. Фасад галереи второго этажа (по чертежу Л. Деляпорта)
Ангкор Том. Байон. Интерьер наружной галереи
Наиболее ярко черты архитектуры Камбоджи XIII в. воплощены в главном комплексе столицы Ангкор Тома — храме Байон. Центральная часть храма состоит из 16 крупных башен, окруженных двумя ярусами концентрических галерей (80x70 и 160х140 м). Весь комплекс поднят на стилобат высотой 43 м и включает 52 башни.
Центральная башня высотой 23 м расположена на круглом цоколе диаметром 25 м. С восточной стороны между галереями на высоком цоколе стоят две «библиотеки». Перед главным входом, ориентированным на восток, лежит открытая терраса, а по обе стороны ее расположены квадратные бассейны со спускающимися в воду скульптурно обработанными каменными уступами.
Ангкор Том. Байон, XIII в. План
Байон — единственный в кхмерском зодчестве храм без ограды; по всей вероятности, ее функции выполняли общегородские стены размером 3х3 км. Хотя план остается в целом логичным, схема его значительно усложнена. Основной массив оказался перегружен архитектурными объемами, которые стали преобладать над окружающим пространством. И если в Ангкор Вате было достигнуто гармоническое единство и равновесие архитектурных объемов и пространства, то в Байоне в угоду внешнему эффекту интерьер стеснен, чем ухудшены условия его восприятия. Внутренние галереи настолько узки, а пространство между ними настолько мало, что наружная украшающая скульптура на стенах и колоннах, фризах и цоколе почти не видна.
Внутренние стены галерей украшены барельефами в несколько рядов. Эстетическое достоинство пластики Байона значительно ниже, чем Ангкор Вата как по художественным признакам, так и по качеству обработки. Однако ценность рельефов Байона заключена в том, что они изображают реальную жизнь народа, бытовые и уличные сцены, события кхмерской истории. Подобные рельефы украшают стены наружной галереи Байона.
Ангкор Том. Байон. Венчание башен
Ангкор Том. Байон. Настенные рельефы внешней галереи
Ангкор Том. Байон. Рельеф с изображением жилой постройки
Своеобразие Байону придают уникальные монументальные скульптуры — гигантские улыбающиеся лики, расположенные по четырем сторонам храмовых башен, аналогичные ликам на въездных гопурах столицы. Обращенные во все стороны, увенчанные золоченными тиарами лики на башнях были не только скульптурным убранством, но и конструктивным элементом, образующим ярус башни высотой до 6 м. Единство архитектурной формы с образной скульптурой в XIII в. достигает такого предела, когда границы архитектуры и скульптуры становятся неделимы. Скульптура заменяет конструктивный элемент и сама несет нагрузку. В храме Байон объемность формы башенного венчания связана с объемностью скульптурно-образного изображения царя.
Ангкор Том. Въездные ворота города, XIII в. Венчание башен. Разрез. План