Архитектура Камбоджи VII—VIII вв. Ишанапура - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Камбоджи VII—VIII вв. Ишанапура

Архитектура Камбоджи
Схематическая карта Камбоджи, Бирмы, Таиланда, Лаоса и Вьетнама
Схематическая карта Камбоджи, Бирмы, Таиланда, Лаоса и Вьетнама
    Географическое положение и природные условия во многом определили историческое развитие Камбоджи и в значительной степени повлияли на пути формирования ее архитектуры. Камбоджа расположена на юго-западе Индокитайского полуострова. На рубеже нашей эры через земли, которые населяли племена кхмеров, проходили великие торговые пути, связывающие Восток с Центральной Азией и Западом. Немалую роль в осуществлении этих связей играл Меконг — важнейшая водная артерия Азии. Он соединял Тибет, Центральную и Южную части Индокитайского полуострова, Китай. Разветвляясь на территории Камбоджи, Меконг образует широкую дельту, что позволяет судам проникать из Южно-Китайского моря в глубь страны.
    Через низовья Меконга проходил путь из Китая в Индию. Этим же путем осуществлялась связь дальневосточных стран с восточной частью Римской империи. Территория Камбоджи была пересечена сетью каналов, по которым путешественники и торговцы могли плыть в различные районы страны. Существовала еще северная дорога, соединяющая Индию и Бассак — колыбель кхмерского государства. Положение Камбоджи на перекрестке великих путей с древних времен способствовало ее экономическому и культурному развитию.
    Камбоджа богата строительным сырьем. Гранитные образования Датрей на юго-западе страны покрыты слоем песчаника. Песчаник распространен и севернее озера Тонле-Сап в горах Кулен. Помимо песчаника в Камбодже большие запасы латерита, глины и прочных пород деревьев (тиковое, сал, манговое, камфарное, красное, черное, сандаловое, пальмы). На юго-западе страны имеются запасы мрамора, гранита и базальта.
    В развитии архитектуры средневековой Камбоджи главная роль принадлежит ангкорскому зодчеству — величественной странице художественной культуры Азии. Ему предшествовал период возрождения (VII—VIII вв.) доиндийских традиций и их развития в новых социальных условиях.
    Зарождение и развитие феодальных отношений в приморской державе Фунань (I—VI вв.) способствовали возвышению вассального кхмерского государства, расположенного в долине реки Се Мун, которое во второй половине VI в. добилось независимости, а в конце VI в. низвело Фунань на положение вассала. Окончательное становление кхмерского государства относится ко времени правления Ишанавармана I (около 616—635), который объединил западные и южные земли полуострова.
    Согласно летописям и сохранившимся памятникам архитектуры, раннефеодальная Камбоджа (В китайских летописях вплоть до XIII в. страна именовалась Ченлой. Местные жители называли свою страну Кампучеа, а позднее Камбуджадеша или Кхмер) была страной значительной материальной и духовной культуры, насчитывающей около 30 городов. Политическим центром государства была Ишанапура.
    Главным храмовым комплексом столицы был Самбор Прей Кук. Его окружали царский дворец, защищенный оградой, дома богатых сановников, жилища храмовых прислужников, музыкантов, танцовщиц. Далее располагались мастерские, поселения ремесленников, земледельцев. Здания, построенные из дерева, не сохранились. Заметны лишь границы города квадратной конфигурации с длиной сторон более 2 км, обнесенного двойным земляным валом с оградами и рвом между ними. Типы гражданских построек Ишанапуры изображены на рельефах монументальных сооружений Самбор Прей Кук.
Ишанапура, VII в. Изображения гражданских построек на барельефах монументальных сооружений
Ишанапура, VII в. Изображения гражданских построек на барельефах монументальных сооружений
Ишанапура, VII в. Генеральный план центра столицы
Ишанапура, VII в. Генеральный план центра столицы
1 — южная группа святилищ; 2 — центральная группа святилищ; 3 — северная группа святилищ; 4 — второстепенные группы или отдельные святилища
    Основным строительным материалом для культовых сооружений, монастырей, построек для хранения священных текстов и ритуальных атрибутов служил высококачественный кирпич (размером 25х14х5,7 см), Кладка велась «в клетку» или возводились две кирпичные стенки, пространство между которыми заполнялось кирпичным боем, перемешанным с землей. Хорошим было и связующее вещество на растительной основе, которое в смеси с кирпичным порошком обеспечивало большую прочность сцепления. Кирпичная кладка образовывала таким образом вид крепкого монолита, что было важно при перекрытии пролетов ложным сводом.
    Если в святилищах V—VI вв. перекрытие пролета осуществлялось уступами в стенах, то в VII веке пролет перекрывался постепенным напуском внутрь горизонтальных рядов кладки противоположных стен до их соединения на вершине. Такое плавное венчание башен ложным сводом привело к появлению специфического для кхмерской архитектуры типа сооружения — прасата.
    Снаружи прасаты покрывались штукатуркой с позолотой. В связи с тем что кирпичные поверхности плохо поддаются скульптурной обработке, с VII в. стали применяться песчаниковые вставки для колонн, перемычек, обрамлений окон, дверей, т.е. для элементов, подвергающихся скульптурной обработке после возведения.
    Перекрытие прасатов ложным сводом ограничивало размеры перекрываемого пролета. Однако зодчие Камбоджи не ставили задач создания больших пространств интерьера. Благоприятные климатические условия позволяли проводить многолюдные религиозные церемонии под открытым небом и снаружи созерцать храмы, которые строились как жилище бога, обожествленного царя или как священное место для хранения царской линги (линга — каменное изваяние символического фаллоса). Такое назначение храмов во многом определило их объемно-пространственное построение и художественный образ монументальных сооружений Камбоджи. Этим объясняется также широкое применение в архитектуре кхмеров объемной скульптуры и рельефов.
    Основным строительным материалом в жилищном и гражданском строительстве было дерево. Из дерева возводились фортификационные устройства, дворцовые и монастырские постройки. Поэтому влияние деревянного зодчества на каменную архитектуру было особенно сильным. Песчаниковые блоки соединялись так же, как и деревянные: в паз и гребень, четвертями, в фальц. Это в значительной мере ослабляло несущую способность конструктивных элементов и губительно отражалось на прочности сооружений.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому