Архитектура Китая XIII—XIV вв. (период монгольского владычества). Провинция Шаньси. Юнлэчжень Монастырь Юнлэгун, роспись зала Чуньяндянь. Монастырь Гуаншэнсы Зал Мининвандянь - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Китая XIII—XIV вв. (период монгольского владычества). Провинция Шаньси. Юнлэчжень Монастырь Юнлэгун, роспись зала Чуньяндянь. Монастырь Гуаншэнсы Зал Мининвандянь

Архитектура Китая > Архитектура Китая XIII—XVII вв.
    К концу правления монголов были возведены государственные храмы: к востоку от дворцового комплекса храм Земли, а к западу — храм Предков, что противоречило правилу расположения в Китае этих храмов. Возведением этих чисто китайских храмов монголы пытались укрепить свое положение в стране в связи с усиливающимися антимонгольскими настроениями китайцев.
    Система улиц и жилых кварталов собственно города была строго геометрической. Главные магистрали города шириной около 30 м, идущие от городских ворот, пересекали город с одним или двумя изломами под прямым углом. Это было вызвано стратегическими соображениями. В Даду было 50 жилых кварталов — фанов — квадратной формы, расположенных между районом Императорского города и городскими стенами. Внутри кварталы были разделены на продольные вытянутые участки узкими улицами, идущими с запада на восток. Иногда в глубь участка вели тупиковые переулки.
    Жилые дома выходили на улицу глухими стенами с воротами. Но благодаря нескончаемым различным торговым рядам и ремесленным мастерским с выставленной прямо на улицу различной снедью и множеством товаров город, по описанию Марко Поло, казался исключительно красочным и оживленным. Жилые дома Даду представляли собой вариации традиционной схемы жилища, различающиеся числом дворов.
    Дворцовые постройки в Даду не сохранились. Некоторое представление о них можно составить по описанию Марко Поло, который говорит: «Стены в больших и малых покоях (дворца) покрыты золотом и серебром, и разрисованы по ним драконы, птицы и всякого рода звери; и так-то стены покрыты, что, кроме золота и живописи, ничего не видно... А крыша красная, зеленая, голубая, желтая, всех цветов...».
    Главная резиденция монголов — Запретный город — представляла правильный прямоугольник, обнесенный высокой глинобитной стеной, внутри которого располагалась группа отдельных ансамблей. В целом планировка дворца монголов повторяла планировку резиденции чжурчжэней в Чжунду. Каждый ансамбль состоял из группы сооружений и галерей, образующих квадратный двор, внутри которого располагались два главных зала на одной платформе, соединенных галереей. Подобная объемнопространственная композиция зданий была характерна для храмов Сунского периода. Но в дворцовом строительстве такая планировка получает распространение только с Юаньского периода.
    Для отделки зданий монголы использовали сандаловое дерево, волокно пальмы, стекло. Внутренние стены дворцов драпировались шелком или кошмами, а в зимнее время во дворцах иногда ставили юрты.
    Кроме официальной резиденции — Запретного города — в Даду существовали резиденции паркового типа. Из них выделялась резиденция на месте современного парка Бэйхай, центральной частью которой была гора Ваньсуйшань с главным павильоном Гуанханьдянь на ее вершине. Планировочная и пространственная композиция этой резиденции имела свободный характер, сохранившись в основном со времени чжурчжэней.
    Культовые и общественные здания этого времени мало чем отличались от сооружений предшествующего периода, о чем свидетельствуют росписи в монастыре Юнлэгун. Кроме того, о характере культовых сооружений можно судить по нескольким сохранившимся до нашего времени зданиям в ряде монастырей.
    Самым ранним, наиболее сохранившимся архитектурным комплексом является расположенный в небольшом городе Юнлэчжень (провинция Шаньси, уезд Юнцзисянь) даосский монастырь Юнлэгун, построенный на месте монастыря танского времени в 1244—1269 гг.
Провинция Шаньси. Юнлэчжень. Монастырь Юнлэгун, 1244—1269 гг. Интерьер храмового павильона
Провинция Шаньси. Юнлэчжень. Монастырь Юнлэгун, 1244—1269 гг. Интерьер храмового павильона
    В монастыре сохранились ворота Шаньмынь (Горные ворота) XIII в. и здания Лунхудянь (Павильон дракона и тигра), Саньциндянь (Павильон трех чистот), Чуньяндянь (Павильон чистого солнца) и Цичжэньдянь (Павильон семи истин). Архитектура этих построек повторяет основные конструктивные и декоративные принципы китайского зодчества. Большую ценность в монастыре представляет стенопись, покрывавшая первоначально внутренние стены павильонов. До наших дней частично дошла живопись в павильонах Саньциндянь и Чуньяндянь. В последнем роспись 1358 г. представляет особую ценность для изучения архитектуры Юаньского периода, так как в ней (росписи) встречается много изображений различных архитектурных сооружений, в которых еще чувствуется влияние архитектуры Сунского периода как в характере форм, декора, так и в цветовой гамме.
Провинция Шаньси. Юнлэчжень. Монастырь Юнлэгун. Настенная роспись зала Чуньяндянь, 1358 г.
Провинция Шаньси. Юнлэчжень. Монастырь Юнлэгун. Настенная роспись зала Чуньяндянь, 1358 г.
    От Юаньского периода сохранились также четыре деревянных здания монастыря Гуаншэнсы (уезд Чжаочэн, провинция Шаньси), основанного еще в Сунский период и известного в Китае благодаря сохранившейся в нем знаменитой сутре эпохи Сун «Цзышацзанцзин». Среди этих зданий особенно выделяется изяществом своих форм павильон Мининвандянь, строительство которого, согласно надписи на внутренних стенах здания, относится к 1325 г.
Провинция Шаньси. Монастырь Гуаншэнсы, 1325 г. Зал Мининвандянь
Провинция Шаньси. Монастырь Гуаншэнсы, 1325 г. Зал Мининвандянь
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому