Архитектура Китая XIV—XVII вв. (период правления династии Мин). Градостроительство. Планировки древних столиц Китая - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Китая XIV—XVII вв. (период правления династии Мин). Градостроительство. Планировки древних столиц Китая

Архитектура Китая > Архитектура Китая XIII—XVII вв.
    Градостроительство. Города Китая XIV—XVII вв. можно разделить на две группы: города, имеющие традиционную регулярную планировку, и города с более свободной планировкой. Первая группа городов в основном располагалась к северу от р. Янцзы, а вторая — к югу от нее.
    По конфигурации города первой группы представляли чаще всего квадрат или прямоугольник, разделенный на четыре основных района двумя главными магистралями шириной от 20 до 40 м, пересекающимися в центре города под прямым углом. Эти магистрали соединяли четверо городских ворот в крепостной стене, из которых южные ворота были главными.
    Городская территория между главными магистралями была разбита на кварталы (фаны) прямоугольной формы. Кварталы членились на отдельные участки узкими улицами, идущими с запада на восток. Главные улицы обычно представляли собой сплошную вереницу лавок, харчевен, мастерских. В отличие от них пространство улиц внутри жилых кварталов образовывалось стенами жилых усадеб. На улицу выходили только ворота и входы, ведущие в дом, и маленькие окна подсобных помещений с решетками.
    Большинство ремесленных мастерских занимали часть дома. Жилые кварталы обычно объединяли ремесленников одной профессии. Отдельные специальные участки в городе отводились под государственные мастерские (производство фарфора, стеклоплавильные и ряд др.). Общий характер застройки города был плоскостной, невыразительный. Наружные стены домов возводились из обожженного или сырцового кирпича. На юге страны стены часто белили.
    На фоне такой довольно однообразной застройки выделялись лишь башни городских ворот и здания башен Барабана и Колокола, расположенные на пересечении главных магистралей города. В крупных административных центрах вблизи этих сооружений располагались резиденции местных правителей и государственные канцелярии. От окружающей застройки они отличались большими размерами, высокими изогнутыми крышами дворцового типа и парадными входами. Остальные районы города иногда оживлялись комплексами монастырей или высокими пагодами, а также зданиями союзов крупных ремесленников, торговцев, землевладельцев, учебных заведений, рынков и складов. Комплексы богатых монастырей иногда занимали целые кварталы. Города, расположенные на водных путях, имели причалы, склады и места для оптовой торговли.
    По-прежнему уделяется внимание благоустройству города. Водоснабжение осуществлялось посредством каналов, колодцев, а иногда и с помощью водопровода, трубы которого делались из стволов бамбука или керамики. Меры, принимаемые государством по борьбе с пожарами, эпидемиями и песчаными бурями на севере, также способствовали благоустройству городов.
    Города второй группы со свободной композицией не пострадали от монгольского нашествия. Будучи в своей массе старыми крупными экономическими и культурными центрами, сложившимися стихийно в течение предшествующих веков, они продолжали развиваться в основном без плана, что объясняется гористым рельефом, затрудняющим разбивку четкого регулярного города. Жилые и торговые кварталы таких городов по своему внешнему характеру мало чем отличались от кварталов городов с регулярной планировкой.
    Силуэт городов со свободной планировкой был разнообразнее благодаря зданиям пагод и монастырей, поставленных на возвышенностях. Стены городов следовали рельефу. Южная природа во многом способствовала возникновению более свободных и разнообразных градостроительных композиций. Для городов, наиболее отдаленных от Янцзы, был характерен своеобразный тип улиц, обычно торговых, в виде галерей, образованных нависающими над улицей верхними этажами, опирающимися на деревянные столбы. Галереи защищали от дождя и солнца. В глубине галереи располагались различные торговые заведения.
    На градостроительный характер некоторых городов, например Ханчжоу, Сучжоу, Янчжоу, значительное влияние оказало обилие рек и водоемов. Как и остальные южные города, они сложились задолго до периода Мин, но в Минский период в связи с экономическим подъемом они получили свое дальнейшее развитие. Жилые дома с садами или парками имели живописную свободную планировку. Город прорезали каналы, по которым на лодках перевозили людей и товары. Живописность улиц-каналов дополняли красивые каменные одно-трехпролетные мосты арочного типа. Некоторые мосты служили также местом торговли. Верхняя часть таких мостов была выполнена в виде галерей с крышей из дерева или черепицы.
    Архитектура южных городов отличалась в целом большим изяществом форм — тонкие деревянные колонны, ажурные стены, украшения на углах сильно изогнутых крыш. Сохранившаяся застройка этих городов относится к Минскому периоду.
    Наиболее полно градостроительные идеи Китая нашли отражение в планировке столиц. Как и раньше, столицы отличались от других городов более сложной и развитой планировкой и пространственной композицией. Для них по-прежнему остается характерным строительство грандиозных ансамблей, размещаемых по определенной схеме и составляющих композиционное ядро города. Это в полной мере отвечало усилению абсолютизации императорской власти в период позднего феодализма.
Схема развития планировки древних столиц Китая, III—XVI вв.
Схема развития планировки древних столиц Китая, III—XVI вв.
1 — Ечен, IV в.; 2 — Чанъань, VI—VIII вв.; 3 — Бяньлян, X в.; 4 — Чжунду, XII в.; 5 — Даду, XIII в.; 6 — Пекин, XIV—XVII вв.; 7 — Лоян, VIII в.
1 — Ечен, IV в.; 2 — Чанъань, VI—VIII вв.; 3 — Бяньлян, X в.; 4 — Чжунду, XII в.; 5 — Даду, XIII в.; 6 — Пекин, XIV—XVII вв.; 7 — Лоян, VIII в.
    В Минский период сохраняется традиционная особенность композиционного построения городов, дворцово-храмовых ансамблей и жилых домов, состоящая в том, что архитектурный замысел каждого ансамбля полностью раскрывался только при прохождении через его сооружения. В зависимости от назначения ансамбль состоял из ряда следующих один за другим дворов, обстроенных по периметру залами, соединенными между собой открытыми и полузакрытыми галереями. Основные сооружения располагались в глубине двора поперек главной оси. Снаружи весь ансамбль обносился довольно высокими глухими стенами.
    Для обозрения города и дворцового комплекса использовали искусственные (Пекин) или естественные (Нанкин) возвышенности.
    В отличие от регулярных приемов городской застройки в императорских резиденциях паркового типа, небольших садах-домах на юге Китая (Ханчжоу, Сучжоу и др.) сохраняется свободная ландшафтная планировка, имеющая свои традиции. Такие ансамбли имели объемно-пространственную композицию с живописным силуэтом.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому