Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Пекин. Императорский дворец. Палата Тайхэдянь, палата Чжунхэдянь, палата Баохэдянь, Канал Цзиньшуйхэ, Дворцовый парк - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Пекин. Императорский дворец. Палата Тайхэдянь, палата Чжунхэдянь, палата Баохэдянь, Канал Цзиньшуйхэ, Дворцовый парк

Архитектура Китая > Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в.
    Три большие палаты — «Высшей гармонии» (Тайхэдянь), «Полной гармонии» (Чжунхэдянь) и «Сохранения гармонии» (Баохэдянь), являющиеся центром Внешних палат и всего дворца, — расположены на огромной террасе Саньтай высотой около 7 м, возвышающейся на грандиозной площади размером 9,66 га. Терраса площадью 2,5 га имеет в плане форму иероглифа «гун».
Пекин. Императорский дворец
Пекин. Императорский дворец
1 — палата Тайхэдянь («Высшей гармонии»); 2 — палата Чжунхэдянь; 3 — палата Баохэдянь; 4 — фрагмент террассы
    Первый зал дворца Тайхэдянь, предназначавшийся для торжественных приемов и государственных церемоний, в 1697 г. и 1885 г. был перестроен. Огромное сооружение высотой 35 м завершено двухъярусной четырехскатной кровлей типа «чжунъянь удянь», применявшейся в наиболее значительных дворцовых сооружениях. Тайхэдянь обращен к югу галереей с одиннадцатью пролетами. Средний, самый большой пролет достигал ширины 8,4 м, остальные, кроме узких крайних пролетов, имели ширину 5,56 м. Несмотря на внушительные размеры, здание производит впечатление легкости и изящества. Тонкая проработка деталей, гармоничное сочетание отдельных частей, многоярусные доугуны карнизов усиливают это впечатление.
Пекин. Императорский дворец. Тайхэдянь. Интерьер
Пекин. Императорский дворец. Тайхэдянь. Интерьер
    В центре огромного зала площадью более 2300 м2 возвышался императорский трон, окруженный символическими фигурами животных, священных сосудов и реликвий. В конце XVII в. боковые галереи Тайхэдянь были заменены глухой стеной. В этот же период галереи, соединявшие Тайхэдянь и Баохэдянь с боковыми павильонами, также были заменены стенами, разделившими всю площадь на три отдельных двора. Это придало всему комплексу более суровый замкнутый характер.
    Точно определенное соотношение отдельных элементов комплекса (в частности, центральных залов и окружающей застройки, изящных ярусов огромных террас, легко несущих на себе громаду павильонов, и бескрайних суровых просторов замощенных площадей), единая цветовая гамма архитектурных сооружений с преобладанием красных, белых, желтых тонов и синего цвета неба придают монументальность основным постройкам императорского дворца.
    Они воспринимаются сразу большими массами. Их размеры, значительные сами по себе, подчеркиваются малыми архитектурными формами, курительницами, изваяниями животных, выполненными в бронзе и мраморе; лишь при приближении к центральному сооружению комплекса воспринимаются отдельные детали конструкций и декора, поражающие своей проработкой. Глухие стены, ограничивающие дворы, отсутствие в последних зелени подчеркивают торжественность и монументальность дворца.
    Перед залом Тайхэдянь за пределами двора симметрично оси расположены к востоку комплекс сооружений Вэньхуадянь и к западу дворец Уиндянь. Эти дворцы вместе с Тремя большими палатами образуют ансамбль Вайчао. Дворец Вэньхуадянь на протяжении XVII—XVIII вв. неоднократно реставрировался, а в 1774 г. в связи с постройкой за ним императорской библиотеки Вэньюань был расширен. Их незначительная высота, простые односкатные кровли, низкие платформы, на которых возвышались павильоны, подчеркивают значение комплекса Тайхэдянь, Чжунхэдянь и Баохэдянь.
    Через двор, лежащий между воротами Умынь и Тайхэмынь, проходит канал «Яшмовый поясок» или «Река золотой воды» (Цзиныпуйхэ) с переброшенными через него изящными белыми мраморными мостиками.
    В центре северной части дворца Нэйтин на платформе возвышаются Дворец небесной чистоты (Цяньцингун), построенный в 1795—1797 гг., Павильон общения с небом (Цзяотайдянь) и Дворец земного спокойствия (Куньнингун), образующие комплекс Трех больших павильонов. Они предназначались для императорской канцелярии, императора и императрицы. Эти сооружения подобны Трем большим палатам, но несколько меньше по объему, проще в отделке; одноярусная терраса, как и сам двор, занимает меньшую площадь. Часть двора отведена под одноэтажные служебные постройки.
Пекин. Императорский дворец. Канал Цзиньшуйхэ
Пекин. Императорский дворец. Канал Цзиньшуйхэ
Пекин. Императорский дворец. Дворцовый парк. Фрагмент
Пекин. Императорский дворец. Дворцовый парк. Фрагмент
    К северу у ворот Шэньумынь находится парк Юйхуаюаньс вековыми соснами, кипарисами, декоративными каменными горками, где все постройки, кроме одного павильона, сооружены в XVII—XVIII вв.
    Первоначально к востоку и западу от Трех больших павильонов располагались Шесть восточных и Шесть западных дворцов (Дунлюгун и Силюгун), предназначавшихся для жен и наложниц императора. Часть из них в XVIII в. была перестроена. Севернее дворцов лежали пять восточных и западных дворов Цяньдусо, вместо западных дворов позже был построен дворец Чунхуагун. Северо-восточную часть дворца занимал сооруженный в XVII—XVIII вв. небольшой комплекс, в планировке которого использованы приемы, характерные для дворцового и паркового строительства.
    В XVIII в. перед входом в этот комплекс была сооружена Стена девяти драконов (Цзюлунби), украшенная сложными узорами орнаментов и выразительными фигурами девяти разноцветных драконов в облаках. Стена облицована глазурованным многоцветным рельефным кирпичом и выполняла роль «отражательного экрана» (инби). Северо-западную часть дворца занимали многочисленные помещения членов императорского дома, различные служебные постройки, большая часть из которых была перестроена или построена заново в XVII—XVIII вв.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому