Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Архитектура культовых сооружений. Планировка храмов различных религий
Архитектура Китая > Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в.
Архитектура культовых сооружений. Государственная веротерпимость обусловила равенство конфуцианства, даосизма и буддизма. Ни одна из этих религий не имела решительного преимущества перед другой. Все они утверждали существующий порядок, сохранение неизменными древних обычаев и традиций.
Храмовые постройки возводились по установившимся в древности типовым схемам. Храмы различных религиозных течений отличались некоторыми особенностями, но сохраняли традиции китайской архитектуры. Среди культовых сооружений наибольшее распространение получили храмы нескольких типов: мяо — конфуцианский храм, храм духов, храм предков; сы или фосы — буддийский храм; гуан или даогуан — даосский храм. Часто мяо и сы служат общими названиями храмовых комплексов независимо от религиозной принадлежности.
Китай. Планировка храмов различных религий
1 — гора Путашань. Буддийский храм Пуцзисы (Фосы); 2 — провинция Ляонин, г. Шэньян. Храм в честь национальных героев древности (Умяо); 3 — Пекин. Даосский храм Байюньгуань (Даогуань); 4 — провинция Ляонин, уезд Хайчэн. Храм Конфуция (Вэньмяо) и Книжная палата (Шуюань); 5 — провинция Ляонин, г. Шэньян. Мечеть Цинчжэньсы
1 — гора Путашань. Буддийский храм Пуцзисы (Фосы); 2 — провинция Ляонин, г. Шэньян. Храм в честь национальных героев древности (Умяо); 3 — Пекин. Даосский храм Байюньгуань (Даогуань); 4 — провинция Ляонин, уезд Хайчэн. Храм Конфуция (Вэньмяо) и Книжная палата (Шуюань); 5 — провинция Ляонин, г. Шэньян. Мечеть Цинчжэньсы
В XVII в. маньчжуры принесли с собой религию, связанную с шаманскими обрядами, которая не получила распространения. Шаманство не знает храмов, но маньчжуры, взяв за основу формы китайской архитектуры, создали новый тип храма — танцзы. Такие храмы были выстроены в городах северного Китая и Пекине.
Китайский храмовый комплекс имеет четкую симметричную планировку, основу которой составляет система дворов, расположенных последовательно по одной оси. Застройка дворов производилась по принципу «саньхэюань» или «сыхэюань». Основные здания лежат на главной оси храма и располагаются в северной части двора или в центре его. Они имели, как правило, южную ориентацию в связи с чем двор и весь храм были ориентированы на юг. Количество дворов и размеры их зависели от значимости храма. Во дворах перед павильонами симметрично оси ставились различного рода парные обелиски, колонны или беседки со стелами, покрытыми надписями, содержащими выдержки из канонов, описание истории храма, хронику важнейших событий.
В буддийских и ламаистских храмах в переднем дворе или в одном из передних дворов, если их было несколько, перед воротами, ведущими в основную часть храма, сооружались две небольшие башни — башня Колокола (Чжунлоу) и башня Барабана (Гулоу). Неотъемлемая часть большинства храмов — торжественные ворота пайлоу, которые располагались непосредственно перед входом в храм или возводились во дворах на главной оси храма, подчеркивая и украшая ее.
Центральное сооружение храмовых комплексов находилось в глубине ансамбля, восприятие его подготовлялось постепенно по мере прохождения через ряд усложняющихся построек. Перед главными воротами и павильонами на резных постаментах ставили бронзовые фигуры мифических животных, на площадках перед храмовыми зданиями размещали также курильницы, жертвенники и другие атрибуты религиозного культа.
В каждом храмовом ансамбле есть своеобразные черты, присущие лишь данному комплексу, но в то же время каждый ансамбль выполнен в соответствии с основными правилами и требованиями китайского зодчества. Храмовый ансамбль расположен на главной оси юг — север. Количество и состав зданий определяются в соответствии с рангом храма или монастыря. Композиция нарастает по горизонтали и вертикали с юга на север и с боков к центру, здания группируются вокруг дворов, соблюдаются поперечные оси. Композиция храмов подчинена тем же принципам, что и жилые и дворцовые комплексы.
Северные храмы независимо от того, даосские они или буддийские, имеют ряд особенностей, отличающих их от храмов остальных районов Китая. Размеры храмовых построек, как правило, невелики. Торцовые стены глухие. На юг здания раскрываются колоннадой, за которой на некотором расстоянии идет легкое каркасное ограждение с дверями, ведущими в зал. Двускатная черепичная кровля с украшениями по щипцу торцов и на концах конька близка к традиционным китайским типам.
Облик храма более прост и строг. Строгость объясняется суровыми климатическими условиями, а некоторая сухость форм — местными традициями. Наиболее отличительными чертами декоративного убранства северных храмов является художественная обработка торцов кирпичных боковых стенок, которые покрывались резными орнаментами геометрического, растительного и зооморфного характера. Перед каждым храмовым павильоном возвышается площадка.
Южные храмы более легки, изящны, они теснее связаны с природой. В их планировке больше свободы, часто под влиянием местных условий, например рельефа, меняется характер планировки, нарушается строгая симметрия, присущая храмам Центрального и Северного Китая.