Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Архитектура культовых сооружений. Пекин. Храм Дунхуансы, Храм Сихуансы Пагода Цинцзихуанчэнта. Храм Юнхэгун. Павильон Ваньфугэ, Павильон Фалундянь, Павильон храма Ваньфугэ - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Архитектура культовых сооружений. Пекин. Храм Дунхуансы, Храм Сихуансы Пагода Цинцзихуанчэнта. Храм Юнхэгун. Павильон Ваньфугэ, Павильон Фалундянь, Павильон храма Ваньфугэ

Архитектура Китая > Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в.
    В XVII—XVIII вв. укрепляются позиции ламаизма. С помощью религии цинские императоры надеялись привлечь на свою сторону Монголию и Тибет. Последователям ламаизма были предоставлены определенные привилегии, что способствовало распространению этой религии и привело к строительству на территории Китая ряда храмов и монастырей. Несколько крупных храмов было сооружено в Пекине. Один из них храм Хуансы был построен в 1651—1653 гг. в связи с приездом далай-ламы. Это были первые крупные работы, осуществленные новой династией.
    Комплекс состоит из трех храмовых ансамблей — Дунхуансы, Чжунхуансы и Сихуансы, расположенных за воротами Аньдинмынь к северу от Пекина. Дунхуансы (или Восточный желтый храм) предназначался для торжественных богослужений. В переднем дворе размером 62x78 м находятся башни Колокола и Барабана. Во внутреннем дворе размером 115x108 м расположены две каменные беседки с мраморными стелами внутри и три павильона, причем главную ось замыкает средний павильон. Это большое пятипролетное здание с двухъярусной кровлей, крытой желтой черепицей. По внешнему контуру здания идет галерея, кровля которой образует нижний ярус крыши павильона. Здание сооружено на высокой платформе с широкой площадкой перед ним и шестью лестницами, ведущими на эту площадку.
    Храм Сихуансы (или Западный желтый храм) в 1652 г. являлся резиденцией ламы и панчен-ламы во время посещения ими Пекина. Здесь, как и в храме Дунхуансы, в первом дворе возвышаются башни Колокола и Барабана и, кроме того, два колоннообразных монумента. К северу за воротами находятся внутренний двор с главным павильоном и сад с пагодой.
Пекин. Храм Дунхуансы, 1651—1653 гг. План
Пекин. Храм Дунхуансы, 1651—1653 гг. План
Пекин. Храм Сихуансы. 1652 г. Пагода Цинцзихуанчэнта, 1781 г.
Пекин. Храм Сихуансы. 1652 г. Пагода Цинцзихуанчэнта, 1781 г.
    Пагода Цинцзихуанчэнта, построенная в 1781 г. в честь Панчэна VI, умершего в Пекине в 1780 г., является одной из самых своеобразных пагод Китая. В нее замуровали одежду и головной убор Панчэна VI. Ламаистская пагода в виде стилизованной бутыли возвышается на платформе с мраморным парапетом. На платформе вокруг башни стоят четыре обелиска типа «чуан». Весь комплекс окружен квадратной оградой с двумя традиционными пайлоу. В пагоде сочетаются элементы ламаистской и китайской архитектуры.
    Центром ламаизма в Пекине был храм Юнхэгун. Он расположен в северо-восточной части Пекина.
Пекин. Храм Юнхэгун, 1723—1744 гг. Павильон Ваньфугэ
Пекин. Храм Юнхэгун, 1723—1744 гг. Павильон Ваньфугэ
    Первоначально на этом месте был дворец Юнцинванфу. После 1723 г. часть помещений была превращена в ламаистский монастырь и в 1725 г. переименована в Юнхэгун. В 1744 г. император Хунли, правивший под девизом Цяньлун (1736—1796), расширил храм.
Пекин. Храм Юнхэгун, 1723—1744 гг. План
Пекин. Храм Юнхэгун, 1723—1744 гг. План
1 — стена «инби» перед входом; 2 — пайлоу; 3 — площадь Торжественных шествий; 4 — ворота Чжаотаймынь; 5 — башня Барабана; 6 — башня Колокола; 7 — павильон Юнхэмынь; 8 — павильон Юнхэгун; 9 — павильон Юнъюдянь; 10 — павильон Фалундянь; 11 — павильон Ваньфугэ; 12 — «городок живых будд»; 13 — «городок лам»
    Юнхэгун занимает участок неправильной формы площадью 6,5 га, протянувшийся с севера на юг почти на 500 м. По принципам планировки и трактовке храмовых павильонов Юнхэгун представляет собой типичный образец китайского буддийского храма. Особенности его как ламаистского храма проявляются главным образом в назначении зданий и находящихся в них различных религиозных атрибутов, включая многочисленные изображения святых, реликвии и росписи.
    В планировке храма отчетливо выделены две части: южная и северная. Южная, где нет больших построек, отведена под парадные дворы и жилые помещения монахов, так называемые «городок живых будд» и «городок живых лам», занимающих большую часть этой территории. В северной части сосредоточены храмовые павильоны и другие сооружения. С востока к комплексу примыкает парк Тайхэчжай, бывший в свое время частью дворца Юнцинванфу.
    У входа в храм расположен небольшой двор, огороженный стеной, имеющей с востока и запада проходы, за которыми стоят большие трехпролетные пайлоу. У южной стены находится стенка-экран «инби», предназначенная для защиты храма от злых духов. За парадными воротами в северной стене лежит площадь Торжественных шествий длиной 170 и шириной 40 м, огражденная красными стенами, за которыми находятся жилые помещения монастыря.
    За площадью Торжественных шествий расположен передний двор храма с башнями Колокола и Барабана у южных ворот, двумя беседками со стелами у северных и воротами (Ацзымынь) с востока и запада. Передний двор служит парадной площадью, открывающей ряд внутренних пространств с основными сооружениями храма. Здание храма Юнхэмынь является одним из шести главных храмовых павильонов Юнхэгуна, которые вместе с расположенными по бокам менее значительными постройками образуют замкнутые дворы, близкие к традиционной планировочной ячейке типа «сыхэюань». В Юнхэгуне выполняли не только различные религиозные обряды, но и изучали ламаизм, поэтому часть помещений отводилась под аудитории для изучения официальной и тайной частей религии, для совершения ритуалов и посвящений.
    Основные положения религии, их последовательность определили религиозную значимость каждого павильона и его место в общей композиции храма. Так, Юнхэмынь — храм Четырех небесных богатырей, охраняющих небесные миры, — символизирует подступ к священным мирам. Павильон Юнхэгун, занимающий северную часть второго двора, посвящен Буддам трех времен — Кашба, Шакьямуни и Майтрейи. Многие сооружения посвящены основателю ламаизма Цзонкаба (Цзонхава). Центральное место среди них занимает Фалундянь. Это крестообразное в плане сооружение с кровлей сложной конфигурации, на которой во второй половине XVIII в. были надстроены пять башенок.
Пекин. Храм Юнхэгун. Павильон Фалундянь
Пекин. Храм Юнхэгун. Павильон Фалундянь
Пекин. Храм Юнхэгун. Боковой павильон храма Ваньфугэ, 1744 г.
Пекин. Храм Юнхэгун. Боковой павильон храма Ваньфугэ, 1744 г.
    Завершает композицию храмового комплекса другая значительная постройка — павильон Ваньфугэ, посвященный Будде будущего — Майтрейи. Это двухэтажное здание с высокой двухъярусной кровлей, построенное в 1744 г. Наклонные галереи на уровне второго этажа соединяют его с двумя близлежащими павильонами. Вместе они образуют стройный и величественный ансамбль, близкий по духу к архитектуре Танской династии (618—907). В Ваньфугэ находится крупнейшая в Китае фигура Майтрейи, изготовленная из огромного ствола сандалового дерева, высотой около 18 м.
    По некоторым источникам известно, что сначала была установлена статуя, а затем над ней построен павильон. Цветовое оформление построек Юнхэгуна характерно для храмовой архитектуры Китая. В декоративном убранстве храмов использовались ограниченное число тонов, определенные орнаменты и их сочетания в духе «дяныни» — особого стиля художественной росписи, применяемого в торжественных и официальных постройках. Преобладают зеленые, голубые и синие тона.
    Белый цвет четко обозначает границы отдельных цветов, покрывающих балки, доугуны и другие многочисленные детали сложных карнизов. Среди элементов орнаментов часты изображения драконов в облаках, узоры, включающие в себя священные знаки и символы буддизма, растительные и геометрические мотивы. Вместе с желтым цветом глазурованной черепицы, красными колоннами и стенами павильонов росписи создают выразительный образ, подчеркивая строгость и величественность храма.
    В планировке храма большую роль играют террасы, расположенные в разных уровнях, соединенных лестницами. Они имеют прямоугольную форму. Часть павильонов, как, например, Юнхэгун, Юнъюдянь, располагаются на наиболее высоких террасах. Это усложняет общую композицию храма, придает ей торжественный характер.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому