Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Архитектура культовых сооружений. Чэндэ Загородный дворец Жэхэсингун, Храм Путоцзунчэнмяо, Храм Сюймифушоу. Цюйфу Храм Конфуция, Павильон Дачэндянь
Архитектура Китая > Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в.
В начале XVIII в. к северу от Пекина в районе г. Чэндэ провинции Жэхэ (соврем. провинция Хэбэй) было начато строительство большого комплекса дворцов, парков и храмов с целью создания загородной резиденции, где было бы удобно устанавливать личные контакты с правителями Тибета, Монголии, Центральной Азии. Было сделано все, чтобы поразить их богатством и могуществом Цинской империи, привлечь их на свою сторону, превратить в покорных вассалов и спокойных соседей. Работы были закончены лишь в конце XVIII в.
Провинция Жэхэ (совр. Хэбэй), г. Чэндэ. Загородный дворец Жэхэсингун и храмовый ансамбль
1 — дворцовый парк; 2 — южные ворота; 3 — дворец Чжэнгун; 4 — дворец Дунгун; 5 — озеро Жунху; 6 — озеро Дунху; 7 — храм Путоцзунчэнмяо; 8 — храм Сюймифушоу
1 — дворцовый парк; 2 — южные ворота; 3 — дворец Чжэнгун; 4 — дворец Дунгун; 5 — озеро Жунху; 6 — озеро Дунху; 7 — храм Путоцзунчэнмяо; 8 — храм Сюймифушоу
Восемь больших и несколько малых храмов широкой дугой охватывают дворец и огромный парк. Они расположились у подножия гор к северу и северо-востоку от загородного дворца и отделены от него р. Жэхэ. Часть построек расположена на отрогах хребтов, что позволило создать интересные многоступенчатые композиции. Строители с большим мастерством решали задачу создания архитектурного ансамбля с развитием его не только по горизонтали, но и по вертикали. Вершины горных отрогов считались наиболее подходящими участками для расположения храмов, и поэтому основная продольная ось некоторых храмов отклонена от традиционной оси юг — север.
В планировке храмов, выборе архитектурных средств, типов зданий чувствуется влияние различных архитектурных стилей. Основой, несомненно, послужила китайская архитектура. Но очень сильно и влияние тибетского зодчества. Различные стили смешиваются в постройках, создавая так называемый китайско-тибетский стиль.
Чэндэ. Храм Путоцзунчэнмяо, 1770 г.
Наиболее выразительным в этом отношении является самый большой в г. Чэндэ храм Путоцзунчэнмяо, построенный в 1770 г. по случаю приезда далай-ламы. Его архитектура близка к архитектуре некоторых тибетских храмов, в частности напоминает дворец Потала в Лхасе. Храм расположен на вершине одного из отрогов горного хребта к северу от загородного дворца за рекой, через которую переброшен каменный мост, соединяющий этот загородный дворец с Путоцзунчэнмяо.
Сразу за мостом на ровном участке у подножия холма раскинулся так называемый передний, или внешний, двор. Как и во всех храмах, основные постройки расположены на продольной оси храма (юг — север). Центральная часть комплекса занята множеством зданий, большинство которых высотой в два-три этажа близки по типу к постройкам ламаистских монастырей и имеют плоскую кровлю. На главной оси были воздвигнуты каменные пайлоу, облицованные керамикой.
Среди построек, сооруженных на вершине холма, по своей массе преобладает здание Дахунтай, вернее, комплекс зданий, ступенями поднимающийся к вершине. Его южный фасад высотой более 50 м имеет десять этажей, общая ширина здания по нижним этажам 160 м. Масса оконных проемов, частью ложных, расположена в правильном геометрическом порядке и подчеркивает масштаб сооружения. В основе планировки лежит принцип «сыхэюань», предусматривающий периметральную застройку дворов.
В центре воздвигнут дворцовый павильон, имеющий в плане форму квадрата и завершенный четырехскатной двухкарнизной кровлей. Большую роль в компоновке помещений Дахунтай играют внутренние дворики. Наружная стена имеет толщину более 2 м. На плоской кровле некоторых зданий построены шести- и восьмиугольные беседки с двухкарнизной шатровой кровлей. Расположенные на разных уровнях, они в значительной мере оживляют суровый облик Дахунтай, сложенный из больших каменных блоков.
Во дворце Сюймифушоу, предназначенном для панчен-ламы, преобладали здания с плоской кровлей, близкие по архитектуре к постройкам тибетских храмов. Центральное место также занимала многоэтажная красная башня Дахунтай, возвышающаяся на высоком цоколе. Сооружения, выполненные в духе китайской традиционной архитектуры, в значительной степени смягчали суровый характер храма. За ним была построена небольшая восьмиугольная в плане семиэтажная пагода, облицованная глазурованной керамической плиткой желтого и зеленого тонов.
Чэндэ. Храм Сюймифушоу. Репродукция с картины XVIII в.
Чэндэ. Храм Сюймифушоу. Здание Дахунтай
5 — фасад; 6 — план
5 — фасад; 6 — план
Чэндэ. Храм Сюймифушоу. Здание Дахунтай
1 — южный фасад; 2 — разрез А — А;
1 — южный фасад; 2 — разрез А — А;
Чэндэ. Храм Сюймифушоу. Здание Дахунтай
3 — план первого этажа; 4 — план третьего этажа; пагода храма Сюймифушоу;
3 — план первого этажа; 4 — план третьего этажа; пагода храма Сюймифушоу;
Среди многочисленных храмов, подвергшихся реконструкции в XVIII в., видное место занимает храм Конфуция в г. Цюйфу провинции Шаньдун, построенный в период правления династии Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.) и затем много раз перестраивавшийся. В 1725 г. император Иньчжэн, правивший под девизом Юнчжэн (1723—1735), приказал восстановить его после пожара, вызванного молнией. Храмовый ансамбль расположен на участке 9,2 га, представляющем собой вытянутый неправильный четырехугольник со сторонами 150x630 м. По центральной оси юг — север расположен ряд дворов, соединенных воротами и павильонами. Первые три двора засажены кипарисами.
В основу композиции положен принцип развертывания архитектурных сооружений. По мере продвижения к центру ансамбля нарастает архитектурное звучание, вершиной которого является павильон Дачэндянь, построенный в 1730 г. Его высота — 24,8, ширина 45,8 и глубина 24,9 м. Здание покрыто желтой черепицей. Вокруг него идет открытая галерея. Колонны южного фасада покрыты резными изображениями драконов. Остальные колонны украшены резьбой геометрического характера. Перед павильоном, возвышающимся на двухъярусной террасе, расположена площадка, на которой происходили ритуальные танцы в честь Конфуция. Внутри храма Дачэндянь в центре зала на украшенном драконами ложе находится сидящая статуя Конфуция. По бокам — изображения последователей философа.
Провинция Шаньдун. Цюйфу. Храм Конфуция. План
Павильон Дачэндянь, 1730 г. Фрагмент здания
Павильон Дачэндянь, 1730 г. План, разрез
Особенностью павильона является то, что для колонн внешнего ряда использован камень и вся поверхность колонн покрыта резьбой; это отступление от правил, так как обычно колонны в храмах должны быть из стволов больших деревьев, специально обработанных и покрытых лаком. Иногда внутри храмов встречается тиснение узора по поверхности колонн. Использование драконов — символов императорской власти — в качестве основного мотива орнаментации колонн свидетельствует о большом почитании Конфуция императорами.
Планировка храма создавалась в течение длительного времени. В связи с этим первоначальная планировка, не потеряв своей четкости, усложнилась. Храм Конфуция — это одно из лучших произведений китайской архитектуры.