Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Архитектура культовых сооружений. Пекин. Храм Биюньсы
Архитектура Китая > Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в.
Пекин. Храм Биюньсы. Общий вид и пайлоу
В середине XVIII в. был значительно расширен храм Биюньсы, расположенный в горах Сишань к западу от Пекина. Биюньсы имеет облик, характерный для китайских буддийских храмов. В планировке применен принцип последовательного расположения дворов по оси. Храмовый комплекс расположен у подножия горы в небольшой долине.
В связи с особенностями рельефа ось его значительно отклонена от меридионального направления. За передними дворами с традиционными башнями Колокола и Барабана, павильонами, посвященными небесному владыке Тяньвану и бодисатвам, и другими сооружениями стоят три пайлоу и пагода Цзиньганбаоцзота, построенная в 1748 г.
Передние дворы храмового комплекса с шестью павильонами представляют собой главную часть и были сооружены еще в период династии Мин. За ними был разбит парк. Возведение в нем пятибашенной пагоды изменило композиционный замысел всего храма. Пагода стала центром ансамбля. Ее прообразом была пятибашенная пагода Утасы, находящаяся у ворот Сичжимынь в Пекине.
Пагода расположена на высоком прямоугольном двухступенчатом основании высотой около 12 м со сторонами 24х33 м, сооружена из мраморовидного известняка и разбита горизонтальными тягами на несколько поясов. Плоскости верхнего и нижнего поясов покрыты барельефными изображениями Будды. Средний пояс и тяги украшены резьбой. Резные мраморные перила трижды опоясывают башню. Пагоду завершают пять стройных многоярусных башен и две небольшие ламаистские бутылеобразные ступы. Общая высота пагоды, включая основание, превышает 34 м.
В храме Биюньсы много зелени. Западную часть храма занимает парк Сиюань. В нем в середине XVIII в. был построен павильон Убайлоханьтан, где размещены 500 изваяний алоханей (В китайском буддизме человек, достигший высшей степени духовного развития, но еще не ставший буддой). Павильон выполнен по образцу павильона храма Цзинцзясы в Ханчжоу. Он представляет собой прямоугольный, близкий к квадрату зал; над кровлей в центре возвышается небольшая двухъярусная башня. Восточную часть храма занимает загородный дворец с парком Шуйцюаньюань. На территории Биюньсы много источников, что позволило создать несколько водоемов, придающих своеобразие ансамблю.
Пекин. Храм Биюньсы
А — план 1 — пагода Цзиньганбаоцзота; 2 — храм Пятисот алоханей Убайлоханьтан; 3 — пайлоу;
Б — фасад и план пагоды Цзиньганбаоцзота
А — план 1 — пагода Цзиньганбаоцзота; 2 — храм Пятисот алоханей Убайлоханьтан; 3 — пайлоу;
Б — фасад и план пагоды Цзиньганбаоцзота
Несмотря на то что позиция даосизма в XVII—XIX вв. несколько ослабла по сравнению с периодом правления императоров Минской династии, строительство даосских храмов продолжалось. Даосский храм Байюньгуань в Пекине, один из известных даосских храмов Китая, возникших в XII в. при императорах Сюанье (девиз правления Канси, 1662—1723) и Хунли (девиз правления Цяньлун, 1736—1796), подвергся значительной переделке. В состав комплекса храма кроме культовых построек входили гостиницы, хранилище канонических книг и другие сооружения. Большая часть подсобных и служебных помещений, как и во всех храмах, располагалась в боковых дворах и северной части храма.
В VIII—X вв. Китай устанавливает торговые связи с арабским Востоком. Это привело к тому, что в южных районах страны, особенно в портовых городах, получило распространение мусульманство. Первые мечети были построены в Кантоне, Цюаньчжоу, Ханчжоу. В дальнейшем в XVII— XIX вв. мечети появились во многих других городах.
Мечеть представляет собой комплекс сооружений, имеющих типичную структуру китайского деревянного каркасного здания. Главный павильон разделен колоннами на ряд нефов. В среднем устраивался михраб. Минарета, как такового, не было. Но в число других построек мечети обычно входила башня Банкэлоу высотой в несколько этажей. Влияние арабского искусства проявлялось лишь в орнаменте и декоре.