Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Общественные сооружения. Сады и парки. Сучжоу Парк Лююань, Парк Чжочжэньюань
Архитектура Китая > Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в.
Один из наиболее старых парков Лююань построен в середине эпохи Мин около 1600 г. В планировочном отношении парк отчетливо делится на несколько частей. В восточной части находятся основные парковые постройки, которые образуют отдельную компактную группу с симметричной планировкой. Центральную часть парка занимает небольшой водоем с изрезанными берегами, к южной стороне которого террасой спускается павильон, а северный берег занят холмами. У северной стены парка расположены заросли вечнозеленого бамбука, ивы, обвитая виноградом галерея.
В западной части — своеобразный «горный пейзаж» с двумя беседками. В стенах обилие проемов, имеющих разнообразную форму. Часть из них забрана решетками с неповторяющимися рисунками геометрических фигур, растительных мотивов или целых картин на различные сюжеты. Архитектурные сооружения отличаются большим разнообразием типов — беседки, небольшие парковые павильоны, террасы и более крупные здания.
Многочисленные галереи парка или соединяют отдельные павильоны или, располагаясь вдоль стен и следуя всем ее изломам, защищают посетителей от дождя и солнца, позволяя им в любую погоду любоваться парком. В наиболее красивых местах парка расположены уютные беседки, откуда открывается чудесный вид.
Сучжоу. Парк Лююань, XVII в. 1 — павильон Цюйилоу; 2 — павильон Минсэлоу
Дворики в парках, располагаясь перед сооружением, позволяют воспринимать его отдельно от других с наилучшей точки зрения, служат передней открытой частью павильона. Галерея перед павильоном еще теснее связывает помещения с внешним пространством. Маленькие дворики находятся между павильоном и стеной, заканчивают собой коридоры, в них выходят проемы. Они служат хранилищами света и воздуха, придают паркам еще большую легкость и изящество. В них высаживается бамбук, одно или несколько деревьев, кустов, ставятся камни.
Здания в садах и парках воздушны, легки и изящны. Они тесно связаны с окружающим пространством, открыты или на все четыре стороны, как беседки, или минимум на две. Стены прорезаются окнами. Основные цвета, применяемые на юге,— черный, белый, коричневый, серый. Серая черепица, белые стены, коричневые разных оттенков деревянные детали, столбы, черные каменные панели с иероглифами не создают яркой гаммы, не выделяются из окружения, не спорят с пышностью природы.
Важную роль играет зелень. В больших количествах она образует пейзаж, целые картины, в малых служит декоративным или композиционным элементом, важным для отдельных частей парка, павильонов. Иногда зелень образует кулисы, заставляя обратить внимание на определенный объект и закрывая все остальное. В парках много цветов, в частности лотосов, любимого летнего цветка китайцев, символа чистоты, красоты и благородства.
Парк Чжочжэньюань создан в середине XVI в. императорским чиновником, вышедшим в отставку, на заброшенном участке храма Дахунсы. В XVII—XVIII вв. он много раз переходил от одного владельца к другому и приходил в упадок. Последний раз парк был восстановлен в 1744 г. Водоемы занимают больше половины всей площади парка. Горки, дамбы, мосты делят водоем на несколько больших и маленьких озер. Большинство архитектурных сооружений сосредоточено около водоемов. Архитектурные сооружения в парке равномерно распределены по его территории. Часть построек стоит под некоторым углом друг к другу, что придает парку большую живописность. В восточном углу парка за павильоном Хайтанчунь находится миниатюрный парк Дунъюань с одним двориком и небольшим водоемом.
Сучжоу. Парк Чжочжэньюань, XVI—XVIII вв.
1 — павильон и беседка Сянчжоу; 2 — беседка Учжуюцзюй; 3 — галерея Шуйлан; 4 — беседка Литин
1 — павильон и беседка Сянчжоу; 2 — беседка Учжуюцзюй; 3 — галерея Шуйлан; 4 — беседка Литин
Широко используется многоплановость пейзажа. Глубина пространства определяется не перспективным сокращением линий, а членением его на отдельные планы, выделением каждого плана архитектурными сооружениями в виде беседки, легкого павильона, стены, мостика или другими средствами (зелень, водоем, горки).
Берега искусственных озер изрезаны, что зрительно увеличивает их размеры. Для этой же цели возведены посредине водоемов островки и сооружены мостики-переходы. Мостики идут над самой водой. Дорожки часто меняют свое направление.
Как и в других парках, в парке Чжочжэньюань учитывается смена времен года. Весеннее цветение придает особую прелесть всему парку; густая летняя листва, богатство цветовой гаммы осенью по-разному подчеркивают архитектуру; белое покрывало снега и инея зимой превращает парки в сказочные дворцы. В парках создаются отдельные павильоны и целые пейзажные картины, связанные с определенным временем года или даже дня. Каждая постройка, каждая часть парка, даже самая маленькая — это ожившие страницы истории древнего искусства.