Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Материал. Декор - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Материал. Декор

Архитектура Китая > Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в.
    Камень сравнительно широко применялся в строительстве, в частности для платформ, которые возводились, как правило, под дворцовыми, храмовыми и жилыми зданиями. В наиболее простых сооружениях камень использовался для фундаментов колонн, часто составляющих с базой колонн единое целое, и в стенках, ограничивающих глинобитное тело платформы по периметру. Камень применялся также при строительстве лестниц, ведущих на мощеную плитами площадку, высота которой составляет 1/5—1/7 высоты колонны.
    Под главными зданиями некоторых храмовых и дворцовых комплексов возводились сложные платформы — террасы — высотой до 1,5 м и более в виде профилированного стилобата «сюймицзо» с резными перилами поверху. Обломы стилобата имеют характерный четкий контур с симметричным расположением профилей относительно средней части, выполненной в виде пояса. Резьба покрывает все профили почти сплошным узором.
    На криволинейной поверхности некоторых профилей встречаются детали, близкие по характеру к ионикам. Число обломов и их размеры определяются особым масштабом. За единицу измерения принята величина полочки, отделяющей один профиль от другого. Перила выполнялись из беломраморных квадратных столбиков с резными верхушками и вставных панелей. Размеры ограждения, характер и тематика резьбы также определялись стандартом, введенным в XVIII в.
    При сооружении главных павильонов императорских дворцов и храмов возводились многоярусные платформы, где каждый ярус состоял из стилобата типа «сюймицзо» с многочисленными лестницами и дополнительными деталями, в частности водосливами в виде головы дракона или крокодила, которые устанавливались в углах террас и придавали им еще более торжественный вид.
    В китайской архитектуре конструкции являются не только инженерным элементом, но и элементом декоративным. Конструктивные элементы не прячутся, наоборот, они выявляются, в них подчеркивается художественное начало, которое находит свое развитие в росписях, покрывающих детали и элементы конструкций. Особенности окраски и декора в китайской архитектуре заключаются в том, что они связаны с характером и функцией конструкций. Они не только украшают поверхность конструктивных элементов, но и подчеркивают их назначение.
    В декоре и цвете отражен принцип общественной иерархии. Существовало пять священных цветов: желтый цвет символизировал силу, величие, богатство, могущество; красный — счастье, дружбу; зеленый (голубой, синий) — вечный мир, покой; белый — чистоту, свет, согласие и траур; черный (темный) — разорение, опустошение. В китайской архитектуре основными цветами являются красные, желтые, зеленые, синие и другие жизнеутверждающие тона, лишь незначительное место отведено темным цветам.
    В соответствии с символикой желтый цвет признается цветом императора. Крыши основных сооружений императорских дворцов и храмов, почитаемых императором, покрывались желтой черепицей. Крупные сановники могли крыть свои постройки зеленой черепицей. Чиновники имели дома с простыми серыми черепичными кровлями. В зависимости от ранга сооружения колонны и деревянные детали зданий окрашивались в красный, зеленый, желтый или другие цвета.
    XVIII в. был наиболее благоприятным для развития архитектуры. Именно в это время были созданы значительные постройки. Архитектура на этом этапе не отходит от основных традиционных принципов, свойственных архитектуре более ранних периодов — Тан и Сун. Однако усложняются детали, декор, совершенствуются установленные ранее приемы, наблюдается тенденция к пышности и роскоши. По-прежнему сохраняется органическая связь архитектуры с природой, причем не только отдельных сооружений, но и целых ансамблей. Увеличивается декоративное убранство зданий, улучшается художественное выполнение росписей, резьбы и т.д.
    Принцип расположения отдельных зданий в ансамбле, конструктивное и архитектурное решение их подчинялось строгим правилам. В XVII—XVIII вв., как и раньше, преобладала система застройки двора, в основе которой лежат принципы «саньхэюань» и «сыхэюань», выработанные в глубокой древности как основа планировки жилищ всех слоев населения.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому