Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Градостроительство. Шэньян (Шэнцзин). Дворцовый комплекс
Архитектура Китая > Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в.
Значительные градостроительные работы были осуществлены в г. Шэньян (Шэнцзин). В 1625 г. Шэньян стал столицей государства Цзинь и до 1644 г., т.е. до перенесения столицы в Пекин, был крупнейшим центром маньчжурского государства.
Город стоит на р. Хуньхэ, притоке Ляохэ. Он был окружен двумя рядами стен. Внутренняя кирпичная стена с восемью воротами имела длину 5 км, высоту более 10,5 м и толщину основания свыше 5,5 м. Вокруг предместья шла глинобитная стена длиной 18 км, высотой 2,3 м. Первая половина XVII в. ознаменовалась для Шэньяна бурным строительством. Были сооружены императорские дворцы, архивы, учреждения, храм Предков императоров маньчжурской династии, храм Неба, храм Предков всех царей и владык и ряд других храмов, три загородных дворца и т.д.
С 1630 г. в центре города началось строительство дворцового комплекса. Главным сооружением этого комплекса был павильон Дачжэньдянь или Тронный зал в виде восьмиугольного здания с двухъярусной шатровой кровлей, крытой желтой черепицей, возвышающегося на невысокой террасе, в то время как в традиционной китайской архитектуре, как правило, все официальные сооружения имеют прямоугольный план.
Китай. Дворцовые ансамбли
1 — Шэньян. Дворцовый комплекс, план: 1 — павильон Дачжэньдянь (Тронный зал); 2 — павильон Луаньцзяку; 3 — беседка восьмизнаменных отрядов; 4 — ворота Дайцинмынь; 5 — павильон Гунчжэньдянь; 6 — башня Фэнхуанлоу; 7 — храм Циннингун; 8 — библиотека Вэньшогэ; 9 — кабинет Янсичжай;
2 — Пекин. Дворцовые и храмовые комплексы, план; 1 — императорский дворец; 2 — парк Наньхай; 3 — парк Чжунхай; 4 — парк Бэйхай; 5 — храм Предков Таймяо; 6 — храм божеств Земли и Злаков Шэцзитань; 7 — храм Неба Тяньтань; 8 — храм Земли Дитань; 9 — храм Солнца Жэтань; 10 — храм Луны Юэтань; 11 — храм Земледелия Гуаннуньтань; 12 — парк Юаньминъюань; 13 — парк Ихэюань; 14 — парк Юйцюаньшань (Цзинминюань); 15 — парк Сишань (Цзинъиюань); 16 — парк Лэшаньюань; 17 — парк Чанчуньюань; 18 — Бэйюань; 19 — парк Ваньчуньюань; 20 — парк Чанчуньюань; 21 — парк Сиюань; 22 — храм Хуансы; 23 — парк Цзиншань; 24 — башни Барабана и Колокола; 25 — ворота Тяньаньмынь; 26 — ворота Чжэнъянмынь и Цяньмынь; 27 — ворота Юндинмынь; 28 — храм Юнхэгун; 29 — район Дунсы; 30 — район Сисы
1 — Шэньян. Дворцовый комплекс, план: 1 — павильон Дачжэньдянь (Тронный зал); 2 — павильон Луаньцзяку; 3 — беседка восьмизнаменных отрядов; 4 — ворота Дайцинмынь; 5 — павильон Гунчжэньдянь; 6 — башня Фэнхуанлоу; 7 — храм Циннингун; 8 — библиотека Вэньшогэ; 9 — кабинет Янсичжай;
2 — Пекин. Дворцовые и храмовые комплексы, план; 1 — императорский дворец; 2 — парк Наньхай; 3 — парк Чжунхай; 4 — парк Бэйхай; 5 — храм Предков Таймяо; 6 — храм божеств Земли и Злаков Шэцзитань; 7 — храм Неба Тяньтань; 8 — храм Земли Дитань; 9 — храм Солнца Жэтань; 10 — храм Луны Юэтань; 11 — храм Земледелия Гуаннуньтань; 12 — парк Юаньминъюань; 13 — парк Ихэюань; 14 — парк Юйцюаньшань (Цзинминюань); 15 — парк Сишань (Цзинъиюань); 16 — парк Лэшаньюань; 17 — парк Чанчуньюань; 18 — Бэйюань; 19 — парк Ваньчуньюань; 20 — парк Чанчуньюань; 21 — парк Сиюань; 22 — храм Хуансы; 23 — парк Цзиншань; 24 — башни Барабана и Колокола; 25 — ворота Тяньаньмынь; 26 — ворота Чжэнъянмынь и Цяньмынь; 27 — ворота Юндинмынь; 28 — храм Юнхэгун; 29 — район Дунсы; 30 — район Сисы
Перед Тронным залом, лежащим на главной оси комплекса юг — север, по обеим сторонам оси расположены десять зданий, где заседали военачальники и высшие сановники. Каждая постройка, хотя и является частью комплекса, трактуется как отдельно стоящее сооружение. Весь ансамбль окружен красной каменной стеной.
К западу от этого дворцового комплекса параллельно расположены дворы другого дворцового комплекса, в состав которого входят храм Предков Таймяо и шаманский храм Танцзы. В связи с тем что императоры вплоть до XIX в. приезжали в Шэньян для жертвоприношений предкам, строительство дворца велось и после перенесения столицы в Пекин. Тронный зал Гунчжэньдянь, возвышающийся за воротами Дайцинмынь на северной стороне второго двора, был построен в 1749 г.
Он представляет собой большое пятипролетное здание, перекрытое двухскатной крышей с едва заметным подъемом краев кровли к глухим боковым стенам, торцы которых укашены майоликой и фигурами драконов. Каменные боковые стены ограничивали галерею с южной стороны здания. Квадратные колонны завершаются декоративной деталью в виде головы дракона и боковыми кронштейнами в виде стилизованных облаков. Большая низкая площадка перед залом слегка возвышается над уровнем двора, резные перила отнесены к зданию и превращены в элемент фасада. Красный цвет стен и колонн, беломраморные перила, разноцветная майолика с преобладанием синих и зеленых тонов усиливают художественный эффект.
К северу от Гунчжэньдянь среди других построек на мощном основании возвышается башня Феникса (Фэнхуанлоу) с изящными легкими карнизами трех ярусов крыши.
В XVIII в. сооружается комплекс дворов библиотеки Вэныногэ, в который, кроме самого павильона Вэныногэ в виде высокого двухэтажного здания с двускатной кровлей из зеленой черепицы входит кабинет Янсичжай, служивший своеобразным музеем, где были собраны лучшие образцы китайского и маньчжурского искусства того времени.
В южных провинциях преобладает более свободная планировка. Большую роль играет рельеф, который определяет направления магистралей и форму городской территории. В некоторых городах, как, например в Сучжоу провинции Цзянсу, планировка подчиняется принципам регулярной застройки. В XVIII в. Сучжоу превратился в крупный торговый и культурный центр юга страны.