Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Пекин. Императорский город Ворота Тяньаньмынь, Храм Предков Таймяо. Запретный город. Императорский дворец - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Пекин. Императорский город Ворота Тяньаньмынь, Храм Предков Таймяо. Запретный город. Императорский дворец

Архитектура Китая > Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в.
    В XVII—XVIII вв. Пекин продолжал оставаться политическим, экономическим и культурным центром Китая. Многочисленные дворцы, парки, храмы, украшавшие его, превратили Пекин в один из самых своеобразнейших городов мира.
    Дворцы. Строительство дворцов в XVII—XVIII вв. велось в меньших масштабах, чем в Минский период. Наиболее важные работы по сооружению ряда дворцовых комплексов были осуществлены в Императорском городе в Пекине, главным образом в императорском дворце.
    Императорский дворец Цзыцзиньчэн, известный в настоящее время как дворец Гугун, является главным сооружением основного комплекса ансамбля Большой пекинской оси, образующего центр всего города. Этот комплекс включает в себя кроме дворца храмовые ансамбли и ряд парадных дворов, ограниченных стенами и соединенных монументальными воротами. Комплекс начинается почти сразу за воротами Чжэнъянмынь площадью, называвшейся, как и ворота в северной части ее, Тяньаньмынь. Вдоль стен, ограничивающих площадь, шли «галереи длиной в тысячу шагов» (Цяньбулан), за которыми располагались помещения ямыней.
    Перед воротами «Небесного спокойствия» (Тяньаньмынь), ведущими в Императорский город и служившими первыми воротами императорского дворца, проходит канал «Река золотой воды» (Цзиньшуйхэ) с семью мостиками через него. Ворота Тяньаньмынь были перестроены в 1651 г. и представляют собой массивное каменное основание с пятью арочными проходами, с резными перилами поверху. Ворота завершаются своеобразной надвратной башней — большим павильоном, выполненным в традиционных формах.
Пекин. Императорский город. Ворота Тяньаньмынь
Пекин. Императорский город. Ворота Тяньаньмынь
Пекин. Императорский город. Храм Предков. Таймяо
Пекин. Императорский город. Храм Предков. Таймяо
    Далее к северу расположены два двора, разделенных воротами Дуаньмынь. К востоку от них находился храм предков Таймяо. Здесь происходили церемонии поминания предков царствующей династии. К западу лежала территория храма «Божеств земли и злаков» (Шэцзитань) с алтарем, окруженным низкой оградой. Все эти сооружения служили прелюдией к тому торжественному архитектурному аккорду, который представлял императорский дворец.
    Окружающие его высокие стены с четырьмя изящными башнями-павильонами по углам отражались в воде широкого канала Тунцзыхэ, одетого в камень. Внутри стен располагался целый город со своими площадями, улицами, каналами и мостами. Среди множества островерхих крыш возвышались крыши шести главных залов Запретного города, которые господствовали над окружающей застройкой.
    Гармония контрастов, сочетание больших и малых сооружений, широких пространств дворцовых площадей и маленьких двориков, интимных покоев, крепостная суровость голых стен и изящная легкость решетчатых ограждений за стройными колоннами, взлетающие ввысь многоярусные кровли со сверкающей на солнце золотисто-желтой черепицей над беломраморными террасами с резными перилами — все это делает Гугун одним из лучших сооружений китайской и мировой архитектуры.
    Дворец был создан в 1406—1420 гг. на основе более раннего дворца юаньских императоров. Во дворце жило до 50—60 тыс. человек и за стеной его по берегам канала находилось до 10 тыс. воинов.
Пекин. Запретный город. Угловая башня дворца и канал Тунцзыхэ
Пекин. Запретный город. Угловая башня дворца и канал Тунцзыхэ
    В XVII—XVIII вв. императорский дворец занимал прямоугольный участок размером 760х960 м. Дворец состоял из южной части, называемой Внешними палатами (Вайчао), предназначенными для официальных церемоний и парадных приемов, и северной части — Внутренних покоев (Нэйтин) — собственно жилой части дворца.
    Начиная от ворот Умынь, в южной стене через весь комплекс до северных ворот Шэньумынь протянулся ряд площадей и дворов с главными сооружениями. Ворота и проходные павильоны соединяют площади и дворы, окруженные стенами и частью обстроенные по периметру зданиями с галереями, друг с другом и с остальными частями дворца. В основе планировки дворца лежит принцип Трех больших палат и Трех больших павильонов.
Пекин. Императорский дворец
Пекин. Императорский дворец
1 — комплекс императорского дворца; А — императорский дворец; Б — храм божеств Земли и Злаков Шэцзитань; В — храм Предков Таймяо;
1 — ворота Тяньаньмынь; 2 — ворота Дуаньмынь; 3 — ворота Умынь; 4 — канал Цзиньшуйхэ; 5 — дворец Вэньхуадянь; 6 — дворец Уиндянь; 7 — ворота Тайхэмынь; 8 — комплекс Трех больших павильонов; 9 — комплекс Трех больших палат; 10 — ворота Шэньумынь;
Пекин. Императорский дворец
Пекин. Императорский дворец
2 — Три больших павильона и Три больших палаты; 1 — ворота Тайхэмынь; 2 — павильон Тайхэдянь; 3 — павильон Чжунхэдянь; 4 — павильон Баохэдянь; 5 — ворота Цяньцинмынь; 6 — палата Цяньцингун; 7 — павильон Цзяотайдянь; 8 — палата Куньнингун; 9 — ворота
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому