Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в. Политическое и экономическое развитие. Правила по строительству «Гунчэнцзофацзэли»
Архитектура Китая > Архитектура Китая середины XVII — середины XIX в.
Коррупция государственного аппарата и поборы властей тяжело отражались на положении широких слоев населения. Жестокая эксплуатация крестьянства, а также проникновение торгового и ростовщического капитала в деревню, ускорившего ее разорение, приводили к непрерывным крестьянским восстаниям, вылившимся в Великую крестьянскую войну. В 1644 г. восставшие овладели Пекином.
Чтобы сохранить экономическую и политическую власть, феодалы и крупные чиновники, предав интересы народа и страны, заключили союз с маньчжурами, создавшими в начале XVII в. к северо-востоку от Великой Китайской стены воинственное государство Цзинь. Объединенные силы китайских реакционеров и маньчжуров нанесли поражение армии повстанцев и захватили Пекин. Маньчжуры овладели всем Китаем и образовали новую империю Цин, столицей которой в 1644 г. становится Пекин.
Войны нанесли огромный ущерб хозяйству страны, затормозили развитие экономики. Новые правители были вынуждены осуществить ряд мероприятий по подъему экономики страны и облегчению положения крестьянства.
Во второй половине XVIII в. Цинская империя достигла наивысшего расцвета и могущества. Усиление страны сопровождалось захватническими войнами, обогащавшими правящую верхушку. Были захвачены Джунгария и Восточный Туркестан, присоединен Тибет; Бирма и Вьетнам признали вассальную зависимость от Цинской империи. Стабилизация политической власти и укрепление экономики сопровождались расширением ремесленного производства и торговли, объемы которых значительно превысили уровень XVI—XVII вв., а также дальнейшим развитием сельского хозяйства.
Развитие капиталистических отношений приводит к созданию больших частных и государственных мануфактур в различных отраслях производства, к изменению форм оплаты труда и расширению товарно-денежных отношений. Однако старый социально-экономический строй препятствовал дальнейшему развитию страны. Застой во всех областях жизни, жестокое национальное и классовое угнетение, особенно усилившееся к концу XVIII — середине XIX вв., характерны для позднефеодального Китая, раздираемого внутренними противоречиями. Этим положением стремились воспользоваться иностранные капиталистические державы, и в первую очередь Англия, чтобы закабалить Китай. «Опиумные войны» середины XIX в. привели к прямому разделу Китая на сферы влияния и превращению его в полуколонию.
Богатая древними культурными традициями, но отсталая в политическом и экономическом отношении страна не могла должным образом противостоять притязаниям капиталистических государств. В XVIII—XIX вв. Китай сократил до минимума контакты с другими странами. Политика самоизоляции находила отклик в идеологии, в частности в конфуцианстве, проповедующем подчинение власти, верность преданиям и традициям предков.
Цинские правители, поощряя конфуцианство, старались направить развитие культуры в угодном им направлении, установив строгий контроль государства над всеми сторонами культурной жизни. Но несмотря на цензуру, в литературе и искусстве развиваются реалистические тенденции. В живописи ведущее положение сохранил национальный стиль, продолживший лучшие традиции прошлого. Больших успехов достигло производство изделий из фарфора, бронзы, перегородчатой эмали, лака, шелка, бамбука, полудрагоценных камней (яшмы, нефрита), слоновой кости, дерева.
Влияние культуры Китая испытали на себе многие страны Среднего и Дальнего Востока, оказавшие, в свою очередь, определенное влияние на культуру Китая.
Маньчжуры не принесли с собой нового искусства, наоборот, они восприняли культуру побежденной страны.
В Китае сохранилось большое количество различного рода сооружений. Смена династий не привела к отрицанию старого и нарождению нового стиля в архитектуре. Новое строительство было связано с прославлением силы и могущества династии Цин. Во многих городах, куда приезжал император, в его честь воздвигались храмы, павильоны, беседки, создавались новые загородные резиденции на основе традиционных принципов китайского зодчества. Перестраиваются императорские дворцы Пекина. Большое внимание уделяется реставрации и расширению построек, сохранившихся от времен Минской и более ранних династий. Это объясняется, тем, что маньчжуры стремились подобными мерами показать связь прошлого и настоящего, подчеркнуть свое право выступать в качестве законных наследников Минской династии.
При реконструкции старых сооружений стремились не нарушать общий композиционный замысел, сохранять планы отдельных сооружений и комплексов. Однако вносились некоторые конструктивные изменения, обусловленные развитием строительной техники и совершенствованием традиционных конструктивных схем. В связи с новыми эстетическими вкусами изменяются подход к декоративному оформлению зданий и соотношение отдельных деталей, конструкций, сооружений в целом. На основе полученного опыта были разработаны стандарты, технические правила и нормы, явившиеся развитием принципов стандартизации Сунского и Минского периодов.
В начале XVIII в. во время правления императора Канси был выпущен свод законов и установлений китайского правительства, касающийся архитектуры. В частности, запрещалось самовольное строительство, внесение каких-либо изменений в уже существующие здания. Разрешалось возводить здания лишь по установленным образцам. Определялись порядок строительства и правила финансирования его. При производстве работ необходимо было составлять сметы, которые в зависимости от необходимой суммы утверждались на месте или императором через Министерство строительства, вести контроль за правильным использованием материала; отступления от этих правил карались штрафами. Предусматривалась также ответственность поставщиков за качество материала и т.д.
Архитектура отражала различие общественного положения отдельных классов и групп. Законы устанавливали типы сооружений для каждого сословия, предусматривали качество отделки, строительные материалы, цветовое оформление зданий. В специальном уложении определялось девять групп сооружений для представителей различных классов. Нормировались высота основания, ширина и высота зданий, конструкции, качество и цвет черепицы, колонн и внутренней отделки; устанавливалось количество зданий в комплексе: определялось их значение (главные и второстепенные), тип каждого сооружения. Контроль за соблюдением этих правил велся очень строго.
В 1734 г. вышли правила по строительству «Гунчэнцзофацзэли». Они состояли из 70 разделов, 27 из которых были посвящены определению пропорций, вида, размеров деталей различных сооружений, а остальные — конструктивным деталям, оформлению, методам производства работ, строительным материалам и т.д. Вводилась новая стандартная единица измерения — доукоу. Упорядочение строительных правил и норм несомненно имело положительное значение и способствовало развитию архитектуры, но оно не затронуло сущности архитектуры феодального общества, сохранило ее классовый характер.
Всеми строительными делами руководила палата Гунбу или Министерство строительства, в ведении которого находилось строительство всех государственных зданий, мостов, плотин и других сооружений.