Архитектура Китая III—VI вв. (период шести династий). Градостроительство, Лоян. Дворцовое строительство. Культовое строительство, Пагода
Архитектура Китая > Архитектура Китая III—VI вв. (период шести династий)
Градостроительство. После утверждения на севере Китая династии Северная Вэй вновь начали возрождаться разрушенные города. Отстраиваются ханьские столицы Чанъань и Лоян с их великолепными дворцами. С 493 г., после того как столица была перенесена в Лоян, город был значительно расширен и перестроен, но традиционная структура древних городов Китая была сохранена. Лоян представлял в плане прямоугольник, вытянутый по оси юг — север. Город был обнесен крепостными стенами с бойницами и башнями над воротами и по углам. В город вели двое ворот с южной, трое с восточной и четверо с западной сторон.
С северо-восточной стороны Лоян в своем плане имел длинную выемку, которая была обусловлена близким расположением реки к этой части города. Правильное очертание города было нарушено и в северо-западной части, где городская стена выступала вперед в своей небольшой части, защищенная руслом небольшой реки, выходящей через отверстие в городской стене. Канал, окружавший городские стены Лояна, проходил по северной, восточной и южной сторонам, а также и большой части западной, оставляя лишь небольшую часть стены без рва.
Лоян, как и другие города Китая, пересекающимися широтными и меридиональными магистралями был разделен на отдельные замкнутые кварталы. Главная широкая магистраль, проходя по оси юг — север, делила город на западную и восточную части. В центре строго распланированного города был сооружен большой императорский дворцовый ансамбль, окруженный стенами с воротами на южной и северной сторонах. Река, протекавшая через город, пересекала дворцовый ансамбль с востока на запад.
В центре северной стены города был сооружен второй северный дворец, обнесенный стеной с тремя воротами, к которым вела главная магистраль города. Рядом с ним был расположен императорский парк, также окруженный стеной.
Лоян. План города, V в.
Парки и храмы находились и в других частях города. Так, в восточной стороне Лояна существовал парк Хуалин, в центре которого было сооружено большое озеро путем расширения русла реки, протекавшей среди городских улиц. Жилые кварталы и мастерские многочисленных ремесленников располагались в южной части города, где был сооружен дополнительный канал, проложенный по оси восток — запад и отделявший часть южных кварталов города.
Дворцовое строительство. Императорские дворцовые ансамбли III—VI вв. не дошли до нашего времени, но сохранились сведения, что они, как и более ранние дворцовые сооружения, отличались пышностью и великолепием своих украшений. Так, во второй четверти IV в. правитель Ши Ху построил необычное ритуальное сооружение «Тай и тянь» в виде большого зала с колоннами из серебра и золота, стоявшее на мраморной платформе, достигавшей 28 футов высоты. Известно также, что дворец одного из правителей в VI в. был построен из сандалового дерева и распространял благоухания на большое расстояние.
Культовое строительство. С распространением в Китае буддизма в IV—VI вв. развернулось интенсивное строительство буддийских храмовых ансамблей, пагод и других культовых зданий. В Лояне было 42 действующих храма, а в его окрестностях — еще 500 храмов. Всего в Северной империи этого времени насчитывалось 13 727 буддийских храмов.
В связи с тем что буддийские монастыри получили в свое владение большое количество земель, на которых бесплатно трудились монахи и крестьяне, буддийская церковь обладала большими материальными возможностями для сооружения культовых зданий. Для пропаганды своих идей буддизм широко использовал искусство. Многочисленные храмы украшались живописью и статуями, изображавшими божества и сцены из буддийских легенд.
При сооружении буддийских монастырей использовались уже сложившиеся к этому времени местные архитектурные традиции как в композиции генерального плана, так и в структуре отдельных построек. В Китае не сохранились монастыри III—VI вв. Поэтому о композиции монастырских ансамблей этого времени можно судить по сохранившимся остаткам ранних монастырей Японии, например Ситеннодзи, так как они повторяли китайские постройки.
Ансамбли буддийских монастырей, как и дворцы, состояли из расположенных один за другим дворов, обнесенных оградой с воротами, завершенными надвратными башнями. Во дворах строили большие деревянные павильоны-храмы. Главное здание — зал Будды, стоявшее в центре на главной оси ансамбля юг — север, — богато украшалось стенописью, скульптурой, резьбой по дереву.
Значительным сооружением буддийского ансамбля с IV в. становится также башня-пагода (от китайского баота — башня сокровищ), которая доминировала над всеми остальными зданиями храмового ансамбля и располагалась на оси комплекса впереди главного здания.
Китайская пагода, как тип сооружения, сложилась под влиянием индийской ступы. Однако в основу архитектурных форм китайской пагоды были положены традиции, сложившиеся в период Хань при возведении башен типа «тай» и «лоу», о чем свидетельствуют модели таких башен, найденные в погребениях этого времени, например открытая модель башни в уезде Чжаньесянь. Подобно башням тай и лоу пагоды строили из дерева. Они увенчивались навершием «пань» в виде ступы с высоким шпилем, украшенным дисками, как и в навершиях индийской ступы.
Индийское влияние заметно также в облике ранних глинобитных и каменных пагод, сооружение которых не имело сколько-нибудь значительных традиций в Китае. Первоначальное число ярусов в пагодах достигало трех, но с распространением буддизма увеличилось до девяти и более. Так, в период Вэй в 467 г. в Инчане была сооружена высокая семиярусная пагода, стоявшая около храма. В это же время была сооружена и необычная для Китая трехъярусная каменная пагода, достигавшая высоты 31 м.