Архитектура Китая III—VI вв. (период шести династий). Пещерный храм Юньган. Пагода Сунъюэсы. Пагода Сымыньта
Архитектура Китая > Архитектура Китая III—VI вв. (период шести династий)
После перенесения столицы в Лоян началось еще более интенсивное строительство торжественных храмовых ансамблей, около которых подобно ханьским башням, стоявшим в садах императорских дворцов, возвышались многоярусные величественные пагоды, создававшие новый облик города, застроенного одноэтажными зданиями.
В 516 г. в новой столице был сооружен императорский храм Юннинсы, из описания которого известно, что за главными южными воротами в стенах ансамбля, завершенных трехъярусными башнями, возвышалась девятиярусная деревянная пагода с золотыми колокольчиками по углам ее девяти ярусов. Двери пагоды были покрыты красным лаком и украшены золотыми шляпками гвоздей. На оси ансамбля за пагодой был расположен зал Будды, украшенный золотыми статуями Будды и других божеств.
Изображения ранних пагод сохранились в пещерных храмах Юньгана, Лунмыня и Дуньхуана, сооружаемых в этот период на севере и северо-западе страны.
Пещерный буддийский храм в горах Юньган в провинции Шаньси находится к западу от города Датун. Храм сооружался с 452 по 499 г., причем в горных откосах были вырублены 20 больших пещер и несколько сот ниш для буддийских статуй. Раньше все пещеры с внешней стороны соединялись деревянными надстройками — переходами, которые сейчас почти все разрушены.
В отдельных пещерах имеются опорные столбы в центре, высеченные в форме четырехугольных пагод, очень близких по своей форме к деревянным башням периода Хань, что указывает на использование строителями в V—VI вв. традиционных китайских конструкций. В одной из пещер столб имеет форму трехъярусной пагоды. Карнизы ее второго и третьего ярусов имитируют деревянные доугуны и поддерживающие конструкции между ними в виде подкосов, иногда криволинейных («горб верблюда»).
Провинция Шаньси. Пещерный храм Юньган, 452—499 гг.
1 — колонна в форме трехъярусной пагоды; 2 — колонна в форме пятиярусной пагоды
1 — колонна в форме трехъярусной пагоды; 2 — колонна в форме пятиярусной пагоды
По четырем сторонам ярусов расположены неглубокие ниши, в третьем ярусе заполненные фигурами божеств. Подобное оформление стен, несвойственное китайским деревянным постройкам, свидетельствует о влиянии архитектуры пещерных индийских храмов времени Гуптов. Выступающие крыши с ребристой поверхностью, имитирующей черепицу, имеют слегка поднятые по углам скаты без украшений.
В другой пещере Юньгана столб высечен в виде четырехугольной в плане пагоды с постепенно убывающими кверху пятью ярусами, разделенными выступающими прямыми крышами и карнизами с такими же конструкциями, как и у описанной выше башни. Пагода стоит на высоком ступенчатом основании. Каждый из ее ярусов расчленен нишами, в которых расположены статуи божеств. Скульптурное изображение пагоды выполнено с точным воспроизведением деревянных конструкций и может служить ярким свидетельством тесной связи ранних пагод с ханьскими башнями. Возможно, что эта модель воспроизводит одну из существовавших лоянских пагод.
В пещерных храмах Китая сохранились и другие многочисленные изображения пагод в виде столбов или настенных барельефов, которые дают ясное представление о различных формах этих сооружений.
Изображение пагод периода Вэй можно встретить и в стенописи пещерного храма «Тысяча будд» около Дуньхуана. В 254-й пещере сохранилась настенная композиция с изображением пейзажа и многоярусной пагоды.
О влиянии Индии на архитектуру китайских пагод свидетельствует и обследованная С.Ф. Ольденбургом ранняя ступа (деревня Сыркин Турфанского округа) в виде четырехугольной кирпичной пагоды с семью сохранившимися ярусами и нишами по их сторонам. По своей форме ступа близка к изображениям в Юньгане.
Провинция Хэнань. Гора Суншань. Пагода Сунъюэсы, 520 г. Общий вид, фрагмент
В VI в. в Северном Китае начинается строительство и кирпичных пагод, представление о которых дает наиболее ранняя из всех сохранившихся в Китае пагода Сунъюэсы, воздвигнутая на горе Суншань (уезд Дэнфэнь, провинция Хэнань). Первоначально на этом высоком живописном месте существовал дворец, в 520 г. указом императора превращенный в буддийский монастырь. До наших дней от монастыря Сунъюэсы сохранилась лишь одна кирпичная (в толще стен использована глина) пагода (520 г.). По своему облику она близка к индийским культовым сооружениям периода Гуптов. Иноземное влияние отчетливо прослеживается в общей тяжелой массе всего здания, а также и в завершении, которое в кирпиче повторяет изображение мачты с дисками, воспринятое из индийской ступы.
Пагода Сунъюэсы высотой 40 м — единственная пагода Китая, представляющая в плане двенадцатиугольник. Ее высокий первый этаж служит как бы монументальным постаментом и разделен по горизонтали широким ступенчатым карнизом на две части. В 12 углах верхней части выступают трехгранные пилястры с базами в форме лепестков лотоса и с капителями, украшенными «пылающими жемчужинами» в глубоких арочных нишах, где ранее находились статуи божеств.
Над первым этажом, играющим роль пьедестала, возвышается верхняя часть пагоды с плавной линией силуэта, расчлененного 15 тесно расположенными ступенчатыми карнизами. Пятнадцать ярусов пагоды по всем сторонам украшены миниатюрными нишами и прямоугольными проемами, которые еще более усиливают игру светотени на ее поверхности, создаваемую карнизами. Внутри пагода представляет собой октагональную по форме шахту, лишенную каких-либо перекрытий.
Пагода Сунъюэсы свидетельствует о возросшем мастерстве китайских зодчих VI в. и об умелом освоении ими строительных приемов и форм, пришедших в Китай из Индии. Сооруженная на вершине горы, среди темно-коричневых горных массивов и зелени пагода Сунъюэсы гармонично сливается своей темной массой с окружающим ее пейзажем.
Провинция Хэнань. Гора Суншань. Пагода Сунъюэсы, 520 г. План
Провинция Шаньдун. Пагода Сымыньта, 544 г.
К числу сохранившихся ранних пагод Китая относится и одноэтажная квадратная пагода Сымыньта (Башня четырех дверей), построенная в 544 г. в уезде Личэн провинции Шаньдун при монастыре Шэньтунсы, который в VI в. был одним из центров буддизма. Эта простая по форме пагода имеет со всех четырех сторон проходы в форме небольших арок. Суровый характер всего сооружения смягчен слегка выступающим в верхней части ступенчатым карнизом и пирамидальной формы куполом, увенчанным ступой на пьедестале сложной конфигурации с четырьмя высокими акротериями, напоминающими рога. Одноэтажная пагода Сымыньта по своему облику более близка к форме индийской ступы.