Архитектура Китая III—VI вв. (период шести династий). Хэбэй Колонна Ицзыхуэй. Гора Юньган колонны, Пещерный храм. Тайюань Храм Тяньлуншань. Ганьсу Храм Майцзишань. Цзянсу колонна Сяо Цзина, база Сяо Сю - История архитектуры

ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Перейти к контенту

Архитектура Китая III—VI вв. (период шести династий). Хэбэй Колонна Ицзыхуэй. Гора Юньган колонны, Пещерный храм. Тайюань Храм Тяньлуншань. Ганьсу Храм Майцзишань. Цзянсу колонна Сяо Цзина, база Сяо Сю

Архитектура Китая > Архитектура Китая III—VI вв. (период шести династий)
    О развитии архитектурных сооружений III—VI вв. свидетельствует высокая каменная колонна Ицзыхуэй, находящаяся вселении Шичжицунь (уезд Динсин провинции Хэбэй). Эта колонна воздвигнута в 569 г. около погребения и является новой деталью погребального комплекса, заменившей прежние пилоны-цюе, стоявшие у ханьских могил.
    База колонны имеет вид двухступенчатого пьедестала, завершением которого служит венчик из лепестков лотоса. В нижней части колонна высечена в форме октагона, а в верхней — «в форме параллелепипеда со сторонами, служившими для размещения на них текста. Оригинальная по форме капитель колонны состоит из четырехугольной плиты, на которой высится миниатюрная одноэтажная постройка.
    Представление о храмовых павильонах дают также изображения в пещерных буддийских храмах Китая, где сохранились высеченные в камне различные архитектурные композиции и детали.
Провинция Хэбэй. Колонна Ицзыхуэй, 569 г.
Провинция Хэбэй. Колонна Ицзыхуэй, 569 г.
Гора Юньган (около г. Датун)
Гора Юньган (около г. Датун)
1 — колонна со львами; 2 — колонна с ионической капителью, V—VI в.
    Особенно много материала для изучения архитектуры V—VI вв. дает пещерный храм в горах Юньган. В 20 пещерах помимо изображения пагод сохранились также изображения храмов, ворот, арок и различной формы колонн и сводов. Причем, детальное изучение их показывает значительное влияние на архитектуру этого времени чужеземных форм, проникших вместе с буддизмом из западных стран Азии. Так, в колонне с фигурами двухголовых львов, венчающих капитель, заметно влияние Ирана; завитки ионического ордера в капителях восьмигранных столбов свидетельствуют об эллинистических влияниях.
    Барельефное изображение храма с тремя пролетами и конструкциями доугунов по карнизу, которые поддерживают вынос черепичной крыши, украшенной на коньке фигурой птицы и двумя выступами, так называемыми «хвостами совы», расположенными на его концах, дает представление о сложившемся типе китайского деревянного павильона V в. с его ясной расчлененностью отдельных деталей.
    Своды некоторых пещер, высеченные в виде куполов из квадратов и ромбов, вписанных друг в друга, тоже указывают на преемственность ханьских архитектурных традиций.
    К числу интересных архитектурных форм, встречающихся в Юньгане, относятся и пятигранные или эллиптические арки, напоминающие лепестки лотоса. Это свидетельствует о разнообразии архитектурных и скульптурных приемов и возможном участии в строительстве пещер мастеров не только из северного Китая, но и прибывших сюда из Бамиана и других буддийских центров.
Гора Юньган (около г. Датун). Пещерный храм.
Гора Юньган (около г. Датун). Пещерный храм.
1 — рельеф; 2 — арка
    В храме Тяньлуншань около г. Тайюань (провинция Шаньси) в пещерах VI в. в одной архитектурной композиции своеобразно сочетаются китайские деревянные доугуны, высеченные в камне, и колонны ионической формы, фланкирующие вход в виде арки с эллиптическим остроконечным очертанием.
Провинция Шаньси. Гор. Тайюань. Храм Тяньлуншань, 560 г.
Провинция Шаньси. Гор. Тайюань. Храм Тяньлуншань, 560 г.
    В пещерах Тяньлуншаня хорошо сохранился архитектурно оформленный портик, ведущий в пещеру № 16, построенную в 560 г. В глубине портика по обе стороны арочного проема с обрамлением остроконечного очертания расположены статуи божеств. Выступающие на переднем плане портика восьмигранные столбы, слегка сужающиеся кверху, с базами, украшенными венчиками из лепестков лотоса и квадратными капителями, поддерживают широкий карниз с высеченными на нем короткими доугунами с тремя ответвлениями и другими элементами, имитирующими деревянные сооружения этого времени.
    Особый интерес представляет также архитектурное оформление одной из пещер храма Майцзишань в провинции Ганьсу. Пещера Цифогэ (святилище Семи Будд), сооруженная в 566—568 гг., имеет форму большого павильона с семью проходами между столбами и высеченными над ними фигурными карнизами и драпировками. Со стороны фасада столбы украшены барельефными изображениями божеств, что свидетельствует о синтезе архитектурных и скульптурных форм, характерном для всех пещерных храмов средневекового Китая.
    В то время как на архитектуру Северного Китая большое влияние оказывали западные страны, на юге в бассейне реки Янцзы сохранялся традиционный характер китайских построек.
    В композициях погребальных комплексов императоров и придворной знати в Цзянье (современный Нанкин) VI в. сохранялись ханьские традиции. Так, монументальные фигуры фантастических крылатых львов «шоу», расположенные среди полей, по своему облику близки к львам, стоящим около пилонов погребения У Лянцы в провинции Шаньдун, но первые уже отличаются большей выразительностью и пластичностью форм.
Провинция Ганьсу. Храм Майцзишань, 566—568 гг. Общий вид; фрагмент пещеры
Провинция Ганьсу. Храм Майцзишань, 566—568 гг. Общий вид; фрагмент пещеры
Провинция Цзянсу (около Нанкина) 1 — колонна у погребения Сяо Цзина, 523 г.;
Провинция Цзянсу (около Нанкина) 1 — колонна у погребения Сяо Цзина, 523 г.;
    Вместо пилонов (цюе) на юге появляются колонны (хуабяо), состоящие как бы из связанных вместе стволов деревьев, что указывает на их происхождение от деревянных колонн, стоявших у дворцов. Такая колонна, высеченная из известняка в 523 г., сохранились у погребения Сяо Цзина — сына императора династии Лян.
    Погребение Сяо Сю (518 г.), которое исследуется в последнее время, украшено фигурами черепах, колоннами и фантастическими львами. Одна из колонн имеет оригинальную базу в форме огромной лягушки с открытой пастью.
    Около погребений, расположенных недалеко от Нанкина, кроме скульптур и колонн «хуабяо» сохранились и каменные стелы «му-пай», стоявшие обычно перед могильным холмам. Монументальная стела была извлечена из земли в 1956 г. Согласно надписи на ней она была сооружена в 522 г. на могиле брата императора династии Лян Сяо Даня. Высота ее около 5 м. Стела состоит из постамента в виде большой черепахи «гуй», на спине которой установлена прямоугольная плита с закругленной верхней частью, украшенной рельефным изображением драконов. На стеле сделана надпись из двух тысяч слов, рассказывающая о подвигах умершего.
Провинция Цзянсу (около Нанкина) 2 — погребение Сяо Сю, 518 г. База «Лягушка»
Провинция Цзянсу (около Нанкина) 2 — погребение Сяо Сю, 518 г. База «Лягушка»
    Ранние стелы в верхней части имеют большое круглое отверстие, в которое пропускались канаты при опускании стелы под землю, так как до периода Вэй нижняя часть стелы с изображением черепахи зарывалась в землю.
    Хотя от III—VI вв. сохранилось немного памятников архитектуры, все же они свидетельствуют как о преемственности ранее сложившихся традиций, так и о их дальнейшем развитии. Влияние на архитектуру Китая V—VI вв. западных соседей не было значительным и не оставило заметных следов в последующие века.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому