Архитектура Китая VI—X вв. Культовое строительство. Сиань Монастырь Дацзяньфусы Пагода Сяояньта, Юньнань Монастырь Чуншэньсы Пагода Цяньсюньта
Архитектура Китая > Архитектура Китая VI—X вв.
Известностью пользуется и пагода Сяояньта (Малая пагода диких гусей), находящаяся на территории монастыря Дацзяньфусы, расположенного на расстоянии 1 км к югу от г. Сиань. Пагода Сяояньта была построена в 707— 709 гг. По своим архитектурным формам она напоминает пагоду Сунъюэсы (520) с ее тесно расположенными карнизами над 15 ярусами. Квадратная в плане пирамидальная башня с кубическим высоким основанием достигает высоты 45 м. Вход и оконные проемы арочного очертания, расположенные на одной вертикали по всем ярусам южной стороны, усиливают ее устремленность кверху. Строгий силуэт пагоды Сяояньта с горизонталями кирпичных карнизов и тонкой обработкой деталей указывает на стремление зодчих танского времени к простым и ясным формам.
1 — Чанъань. Монастырь Цыэньсы. Пагода Даяньта, 652 г. Общий вид, план. 2 — Сиань. Монастырь Дацзяньфусы. Пагода Сяояньта VII в. Общий вид. План
По своему архитектурному облику очень близка к пагоде Сяояньта и пагода Цяньсюньта, построенная в IX в. в монастыре Чуншэньсы в северо-западной части уезда Дали провинции Юньнань. Величественная квадратная в плане башня высотой 60 м разделена выступающими кирпичными карнизами на 17 постепенно уменьшающихся кверху ярусов. Небольшие арочного типа окна располагаются с четырех сторон. Появление подобного типа пагоды на юге страны говорит о существовании в танский период единого архитектурного стиля в различных областях страны. Легкая кривизна силуэта в верхней части пагоды и постепенно уменьшающиеся выступы карнизов придают стройность всему сооружению.
Несколько в ином плане сооружена известная пагода периода Тан при храме Синцзяосы в Сиане на месте усыпальницы монаха Сюань Цзана. Квадратная в плане кирпичная башня, завершающаяся шатровым покрытием, имеет пять этажей, которые, как и у других пагод этого времени, разделяются выступающими карнизами, но имеют большую высоту. Здесь, как и в пагоде Даяньта, видно подражание зодчих деревянным сооружениям такого типа.
Нижний, наиболее высокий этаж пагоды без окон и каких-либо украшений служит основанием для остальных четырех, стены которых со всех сторон расчленены, двумя выступающими столбами с таким же расстоянием между ними, как и в деревянных пагодах. Над столбами подобно деревянным конструкциям выступают концы кирпичных балок и доугуны, Т-образная форма которых свидетельствует, что при реконструкции пагоды в 828 г. архитектурная декорация частично была видоизменена.
Провинция Юньнань. Монастырь Чуншэньсы. Пагода Цяньсюньта, IX в.
В 745 г. была сооружена первая восьмиугольная пагода, форма которой через столетие становится основной при строительстве такого рода сооружений. О появлении в Танский период пагод в форме октагона свидетельствует сохранившаяся до наших дней на горе Суншань в Дэнфэнь (провинция Хэнань) восьмиугольная кирпичная пагода Чаньшита, построенная на могиле монаха Цзин Цзана в монастыре Хуэйшаньсы. В архитектуре одноэтажной пагоды на высоком основании видно смешение каменных и деревянных форм, существовавших в период Тан.
Выступающие по углам башни тонкопрофилированные в сечении колонны увенчаны декоративными доугунами с тремя кронштейнами, а плоскости стен украшены прямоугольными проемами, напоминающими окна и двери. Воспроизведение в кирпиче деревянных решеток и доугунов свидетельствует о точном повторении мастерами деревянных деталей. В верхней части пагоды расположен ряд карнизов, постепенно образующих конусообразное завершение, увенчанное лепестками лотоса, окружающими массивный выступ.
К VIII—X вв. относится и сооружение небольших каменных пагод, также повторяющих деревянные архитектурные формы. До настоящего времени хорошо сохранилась каменная пагода Лангунта в местности Шэньтун провинции Шаньдун, построенная в поздний период Тан в память отшельника Лан. Центральная часть пагоды состоит из монолитного каменного четырехугольного столба, богато украшенного рельефами на буддийские сюжеты. Небольшая прямоугольная ниша с фигурами божеств в верхней части имеет обрамление в форме арки. Пагода завершается рядом карнизов с тонко высеченными мелкими кронштейнами доугунов, форма которых указывает на отход от ранних тяжелых конструкций доугуна. Нижняя часть пагоды массивными четырехугольными, сильно выступающими плитами расчленена на три яруса.
Археологические изыскания последних лет и отдельные сохранившиеся здания VII—X вв. показывают значительное развитие прогрессивных тенденций в зодчестве Китая с его тектоничными формами и четкой, строгой схемой сооружений. К этому времени относится окончательное сложение единого стиля китайской архитектуры, который продолжал свое дальнейшее развитие в последующие века.
Сложившаяся в этот период строительная система Китая имела значительное воздействие на архитектуру Японии, Кореи и других стран Юго-Восточной Азии.