Архитектура Китая VI—X вв. Культовое строительство. Шаньси Большой павильон храма Чжэньгосы. Нанкин Монастырь Цисясы Пагода Шэлита, Южнотанские погребения Могила Ли Бяня
Архитектура Китая > Архитектура Китая VI—X вв.
К концу VIII в. экономическое могущество империи Тан было подорвано в результате концентрации земель в руках феодальной знати. Сильно ухудшилось положение крестьянства, что вызвало во второй половине IX в. народные восстания, которые в 907 г. привели к крушению династии Тан. Последующий период, когда страна распалась вновь на ряд отдельных государств, продолжался 53 года и получил в истории Китая название Периода пяти династий (907—960).
В этот короткий отрезок времени, когда междоусобные войны охватили страну, архитектура продолжала развиваться только в отдельных частях страны. Во многих городах, например в Чанъане, Лояне и других крупных центрах, большинство архитектурных памятников было разрушено.
Так, в 955 г. было разрушено 30 тыс. буддийских и даосских монастырей.
Однако сохранившиеся памятники зодчества X в. свидетельствуют о развитии архитектурных форм.
Наиболее значительной сохранившейся деревянной постройкой X в. является Большой павильон храма Чжэньгосы в деревне Хаотун уезда Пиньян провинции Шаньси. Прямоугольный в плане павильон замкнут со всех сторон кирпичными стенами, в которых заключены деревянные столбы, поддерживающие массивные конструкции кронштейнов, по своей форме еще близких к тяжелым, массивным доугунам раннетанского времени.
Провинция Шаньси. Большой павильон храма Чжэньгосы, X в.
Выступающие в верхней части стены столбы разделяют фасад на три широких пролета. Центральный пролет имеет двухстворчатую дверь. Доугуны сложной формы над столбами и меньшего размера между ними поддерживают вынос крыши. Особенно сложной конструкции доугуны размещены по углам здания. Высота карниза с доугунами в павильоне Чжэньгосы, так же как и в павильоне Фогуансы, равна 1/3 всей высоты здания, но благодаря росписи балки, имеющей вид фриза, тяжеловесность карниза смягчается.
Черепичная крыша павильона Чжэньгосы типа «се-шань» имеет несколько иную форму по сравнению с крышей павильона Фогуансы. Ее торцовые стороны образуют небольшие фронтоны, а линии скатов по углам получают характерный излом, подчеркнутый высоко выступающим ребром. Массивный конек с выступами на концах увеличивает высоту павильона, что сближает его с постройками более позднего времени. Открытая конструкция кровли указывает на его близость к архитектурным формам X—XII вв.
Нанкин. Монастырь Цисясы. Пагода Шэлита, X в.
Вторым значительным памятником середины X в. является каменная пагода Шэлита в монастыре Цисясы, находящаяся на горе Цисяшань около Нанкина. По своему характеру она напоминает ранние каменные пагоды Кореи. Восьмиугольный столб стоит на большом ступенчатом основании, окруженном невысокой каменной ажурной оградой.
В верхней и нижней частях цоколя «сюймицзо», обрамленного лепестками лотоса, высечены рельефы, посвященные событиям из жизни Будды. Вверху столб разделен на пять ярусов, уменьшающихся к вершине и разделенных выступающими крышами восьмиугольной формы с высеченной на них черепицей.
Нижний, самый высокий ярус, выходящий из огромного цветка лотоса, украшен рельефными изображениями небесных владык — хранителей стран света «тяньванов». Верхние ярусы также декорированы рельефными фигурами сидящего Будды. Завершением столба служит круглая многоступенчатая ступа. Пагода не имеет внутреннего пространства и возвышается подобно обелиску. В настоящее время часть крыш повреждена и серый цвет пострадал от времени, но все же пагода Шэлита производит впечатление удивительной гармонии.
От периода Южной династии Тан (937—975), владения которой первоначально занимали долины нижнего течения Янцзы, сохранились два больших погребения, открытые в 1950 г. у подножия горы Гаошань около Нанкина. В одном из них был погребен основатель династии — Ли Вянь, в другом — его сын Ли Ин.
Нанкин. Южнотанские погребения. Могила Ли Бяня. План, разрезы, фрагмент входа с рельефом
Обе могилы имеют по три главных зала, следующих один за другим по оси юг — север, а также боковые помещения для погребального инвентаря. Погребение Ли Бяня было сооружено при его жизни. Длина погребения 21,48, ширина 10,45 м. Стены входа в наружной части выполнены из каменных плит. Передний и средний залы сложены из кирпича, а задний зал — из каменных блоков. Стены всех трех залов расчленены пилястрами, карнизами и доугунами. В главный зал ведет двухстворчатая каменная дверь, а в шесть его боковых помещений ведут проходы шестиугольного очертания.
В переднем и среднем залах кирпичная кладка перекрытия напуском с четырех сторон образует род сомкнутых сводов, а в большом каменном зале над саркофагом перекрытие выполнено напуском семи длинных каменных плит, положенных вдоль восточной и западной стен и поддерживающих девять мощных плит высотой 0,65 м, почти квадратного сечения. Пол входа и двух залов искусно выложен мелким кирпичом с узором в виде циновки, а в третьем — каменными плитами.
Стены залов выкрашены в красный цвет, а на карнизах, пилястрах, доугунах и сводах сохранилась полихромная роспись. На северной стене среднего зала высечены рельефные фигуры воинов-хранителей, а над дверью — изображения драконов. Зал с саркофагом производит впечатление сурового величия и мощи. Погребение свидетельствует о значительности архитектуры этого времени в создании нового стиля в промежуточный период между империями Тан и Сун.