Архитектура Китая, Кореи, Японии и Монголии 2
С распространением буддизма в Китае возник тип сооружения, новый как по назначению, так и по архитектурному облику — башня-пагода, которая не напоминала свой индийский прототип — ступу, а была аналогом этого сооружения лишь в функциональном отношении.
Проникновение китайских архитектурных принципов в другие страны Дальнего Востока, происходившее и ранее, особенно усилилось с проникновением и распространением в них буддизма. При строительстве буддийских монастырей и храмов использовались типы китайских сооружений. Величественные многоярусные пагоды и здания храмов творчески переосмыслялись и перерабатывались строителями на местах. Многие сооружения сохранились до наших дней, свидетельствуя о зрелости и мастерстве зодчих Дальнего Востока.
Вместе с буддизмом из Китая в Корею, Японию, Вьетнам и другие страны проникало и искусство, причем образы буддийских божеств воплощались в каждой стране с присущим ей пониманием и своеобразием. Храмовая буддийская архитектура и скульптура всегда составляли неразрывный синтез искусства, гармонично дополняя друг друга.
Материальная и духовная культура Китая в феодальный период достигла особенно высокого уровня в VIII—X вв.,в период правления династии Тан. Столица Китая этого времени — Чанъань — была одним из крупнейших мировых центров науки и искусства. Археологические раскопки последних лет раскрыли с большой точностью планировку Чанъаня, которая свидетельствует о высоком уровне градостроительства Китая в средневековый период. Четкая структура расположения отдельных частей города с его прямоугольным очертанием и сеткой улиц, направленных с севера на юг и с запада на восток, утвердившаяся в Китае, была использована и в других странах, например в Японии при строительстве столиц Нары и Хэйана (Киото).
Однако массовая застройка японских городов даже в пору наибольшего влияния китайской культуры в период Тан отличалась другим характером жилых домов и планировкой участков, которые в Японии не застраивались по китайскому принципу «сыхэюань», предусматривающему определенный порядок размещения построек на участке (на одной оси, входы с южной стороны). В Японии исторически складывались различные композиции застройки в соответствии с социальными изменениями в стране — «синден-дзукури» (жилища времени господства феодальной аристократии XI—XII вв.) и «сёин-дзукури» (жилища времени господства военной феодальной верхушки, XIII в.). Одновременно формировалось само жилище, особенности которого, подготовленные историческим развитием, определились в XVI.
Многочисленные буддийские монастырские комплексы Японии повторяли общую композицию и формы китайских монастырей. Но с течением времени при ремонтах под влиянием местных обычаев вносились изменения, придавшие своеобразие культовому японскому зодчеству и отдалившие его от китайских прототипов. Новые постройки отличались и композицией плана, и конструктивными деталями.
Сохранившиеся древние деревянные пагоды Японии, хотя и построенные по китайскому образцу, придают своеобразие японским ансамблям. Японская деревянная пагода — зрительно легкое сооружение с ярусами уменьшающихся крыш — является предметом глубокого интереса инженеров и сейсмологов. В стране тайфунов и землетрясений 30—50-метровой высоты башни остаются невредимыми.
Развитие архитектуры жилища шло параллельно с развитием строительства монументальных культовых построек, но составляло другую ветвь японской архитектуры, восходящую к исконным японским постройкам. Даже императорский дворец в Хэйане (Киото), построенный на рубеже VIII—IX вв., в своей архитектуре не отражал китайского влияния. Правительственные призывы об украшении столицы дворцами и жилыми постройками в китайском духе оказались не живучими.
Предельная простота конструкций жилых зданий, стандартность деталей — стоек, половых матов (татами), раздвижных наружных (сёдзи) и внутренних (фусума) панелей стен — обусловлены наличием модуля в этих постройках. Принципы модульности и стандартизации, возможность трансформации помещения привлекли к архитектуре японского жилища внимание современных архитекторов всех стран.
Еще одно достижение японского зодчества привлекает внимание искусствоведов и архитекторов. Это известные своей красотой и своеобразием японские парки. Принципы паркового искусства, занесенные буддийскими монахами из Китая, нашли благодатную почву в Японии, подготовленную глубокой любовью японцев к природе и их философскими и эстетическими воззрениями.
Тонкое чувство природы, внимание к любой природной форме обусловили создание садов, отвечающих тому или иному настроению человека, его мыслям. Отсюда и многочисленная классификация садов и их разнообразный облик: сады мхов, меланхолические сады при чайных домах, песчаные (философские) сады, сады меняющихся видов и т.д.
Парковое искусство Китая и Японии своеобразно. Оно обусловлено развитием эстетических воззрений в каждой из этих стран.
Несмотря на недостаточную еще изученность памятников корейской архитектуры, настоящее исследование которых только началось в последние годы, можно говорить о своеобразии архитектурных решений корейских зодчих уже в древности. Такие сооружения, как Башня Звезд или храм Соккурам в Кёнчжу, не имеют аналогий в Китае и других странах Дальнего Востока. Сооружение открытых пиршественных дворцовых павильонов типа Кёнхверу также получило свое развитие только в Корее. Интересно отметить, что ансамбль Кёнбоккун был сооружен ранее Запретного города Пекина, и в его решении, в его планировке много самобытного.
Особый путь прошла монгольская архитектура, развиваясь по линии сборно-разборного строительства. Монгольские строители в условиях кочевья проявили много находчивости при ограниченных технических средствах, решая задачу удовлетворения потребности народа в больших переносных культовых постройках. При развитии стационарного строительства монголы сочетали формы монгольской, китайской и тибетской архитектуры, достигая, однако, своеобразных объемных композиций. Это не изменило типа построек, сформировавшихся в условиях исторического развития монгольского народа, хотя многие монастырские комплексы, построенные на средства маньчжурского правительства в XVIII в., следовали китайским дворцовым и храмовым ансамблям в идее последовательного размещения построек.