Архитектура Китая, Кореи, Японии и Монголии
Архитектура феодального периода в странах, находящихся в пределах от степей Монголии до «Страны восходящего солнца» — Японии, т.е. зодчество стран Дальнего Востока.
Исторические судьбы этих стран тесно соприкасались, но их развитие не было синхронным. В то время как в Китае уже в конце I в. до н.э. начался процесс сложения феодальных отношений, в Монголии, например, отдельные племена кочевников еще были разрозненны и только в XIII в. произошло их объединение. Поэтому начало обзора архитектуры каждой из дальневосточных стран — Китая, Кореи, Японии и Монголии — хронологически не совпадает.
Для Китая — это III в., которому предшествовал длинный исторический путь, богатый накоплениями духовной и материальной культуры.
Уже в XV в. до н.э. в Китае начала складываться иероглифическая письменность, обусловившая появление литературы. Бумага, производство которой расширилось особенно со II в. н.э., способствовала распространению письменности и развитию литературы. Помимо художественной литературы появились исторические труды, философские трактаты. Уже в ханьский период создавал свои труды «отец» китайской истории Сыма Цянь. Появились труд Бань Гу — «История старшей династии Хань» и другие работы.
О достигнутом к первым векам н.э. высоком уровне строительной культуры можно судить по моделям зданий из древних погребений, по изображениям на сосудах и кирпичах, по сохранившимся памятникам архитектуры, как, например, пилоны периода Хань или внушительная по своей мощи и протяженности Великая Китайская стена.
Памятники изобразительного искусства предшествующего времени представлены и скульптурой, и настенной живописью. Рельефы на бронзовых изделиях, резьба по камню, орнаментированные лаковые изделия, керамика — все это составляло произведения искусства, формировавшие традиции китайского художественного творчества. Эти художественные изделия были распространены не только в Китае. Они проникали и в страны, с которыми Китай поддерживал торговые связи, — в Индию, Иран, Среднюю Азию.
Столкновение интересов общественных слоев населения порождало борьбу идеологических течений — даосизма, конфуцианства. В ханьский период господствующим стало этико-политическое учение конфуцианства, в оппозиции к которому находились даосизм и некоторые философские теории.
Буддизм, появившись во II в. до н.э., широкое распространение получил в первые века н.э., с этого времени и началось строительство буддийских монастырей.
В конце IV в. буддизм проник в северную часть Кореи, а затем начал распространяться и по всему полуострову, вызвав строительство храмов, монастырей и пагод. Проповедь буддизма корейскими и китайскими монахами в Японии и его признание обусловили и там храмовое и монастырское строительство, а также развитие изобразительного искусства с буддийской тематикой.
Установление феодализма в Китае, а затем в Корее и Японии и распространение буддизма как его идеологии способствовало оживленному общению между этими странами и взаимовлияниям. Наиболее мощная среди других культура Китая влияла на развитие соседних стран, вызывая в области культуры, в частности в строительной культуре, явления, аналогичные собственным.
В VII в., когда завершилось объединение Китая при династии Тан, китайская культура достигает особенно высокого развития. Процветают науки, литература, искусство и художественное ремесло. Были изобретены фарфор и книгопечатание.
Ширятся политические и торговые связи Китая. Многие достижения материальной культуры Китая — изобретение фарфора, способа производства бумаги, шелка — стали достоянием человечества.
Философия, литература, искусство Китая высоко ценились в соседних странах и были восприняты многими народами Востока.
Не менее высоко оценивается и архитектура Китая. К III в. полностью сложились как планировочные, так и конструктивные принципы китайской архитектуры.
Практические навыки народа, закрепленные религиозной системой, вылились в правила «фэн — шуй» (ветер — вода), определившие в числе других, например, размещение зданий с южной ориентацией главного фасада. Это повлияло на планировочные композиции ансамблей и города в целом. Формирование градостроительных традиций и их характер совершенно четко определились в Чанъани — столице тайского времени. Свое классическое выражение китайские градостроительные традиции нашли в планировке Пекина.
Сформировавшиеся типы зданий оставались без изменений. Основной из них — «дянь» — прямоугольная в плане постройка с единым внутренним пространством.
Деревянные каркасные конструкции таких зданий, возникшие в древности, получили свое дальнейшее развитие. Каркас с заполнением промежутков между колоннами деревянными решетчатыми в верхней части панелями при больших пролетах составлял несколько нефов. Неотъемлемой частью каркасной системы была особая тяжелая конструкция крыши, соединенная с опорами каркаса кронштейнами, — «доу- гун». Последние являются характерным конструктивным элементом китайских построек.
Хотя в Китае главным строительным материалом всегда было дерево, но в ряде сооружений применялись кирпич и камень. Каменные стены, арочные мосты, 15-ярусные кирпичные и каменные пагоды так же, как и деревянные постройки, свидетельствуют о больших творческих достижениях архитектурно-инженерного искусства строителей, так как, простояв более 1000 лет, многие из них до сих пор сохраняют свой первоначальный облик.
К значительным достижениям Китая относится его парковое искусство, принципы которого сформировались на основе глубокого чувства природы. В великолепных, парковых ансамблях ярко выражено стремление к подражанию естественным природным формам, к созданию и выявлению красоты пейзажа. Представления китайского народа о поэтической красоте архитектуры нашли свое отражение в парковых постройках — беседках, павильонах, мостиках, галереях, каменных гротах, которые всегда гармонично входят в композицию парка, образуя как бы единое целое с окружающей природой.
Большое значение имело проникновение в Китай в первые века нашей эры буддизма из Индии, который с этого времени становится средством идеологического укрепления феодальной системы, чему способствует и возникновение в Китае многочисленных буддийских монастырей в IV—VI вв.
Для внедрения своих идей — непротивление злу и отказ от всех жизненных благ — буддизм широко использовал архитектуру и изобразительное искусство. Многочисленные храмы и пагоды украшались живописью, скульптурой, инкрустацией, резьбой и лаками. Образы буддийских божеств, пришедшие из Индии, получили в Китае новое, своеобразное воплощение и способствовали развитию монументальной скульптуры, сохранившейся до наших дней в пещерных храмах Юньгана, Дуньхуана, Лунмыня и др.
Китайской архитектуре свойственна на протяжении всей ее истории однотипность объемных композиций дворцовых и культовых построек. Длительностью феодальных отношений были вызваны и сравнительно небольшие изменения в самом характере зданий и его декоре на протяжении веков.
Несмотря на веками повторяющееся строительство ансамблей все с тем же последовательным размещением сооружений типа «дянь» каждый комплекс в зависимости от природного окружения, масштаба построек, сопутствующей зданиям скульптуры и других компонентов производит разное впечатление. Прием последовательного размещения зданий, созданный в Китае и распространившийся на Дальнем Востоке, поразителен именно тем, что он варьируется от полных лиричности композиций до помпезного развертывания величавых дворцовых залов, поднятых на мраморных террасах среди строгих, вымощенных камнем и лишенных зелени дворов.